12 грудня, 2016
Цитомедины: история разработки, принцип действия, применение в урологии
В рамках XI Конгресса Профессиональной ассоциации андрологов России, по традиции прошедшем в г. Сочи, состоялся сателлитный симпозиум компании Stada «Тренды фармакотерапии в урологии. Инновации и обращение к прошлому опыту». Представляем вниманию читателей прозвучавший на симпозиуме доклад члена-корреспондента Российской академии наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации (РФ), заслуженного изобретателя РФ, президента Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии (2011-2015),
профессора Владимира Хацкелевича Хавинсона.
– На старение человека, как и на его здоровье, влияют 5 основных факторов: образ жизни, профессия, экология, болезни и генетика. При этом вклад генетического фона составляет 25-30% (не учитывая случая тяжелых генетических отклонений), а за оставшиеся эффекты отвечают так называемые эпигенетические факторы. В целом, эпигенетика является сегодня наиболее активно развивающимся направлением биологии.
Как известно, из всех когда-либо живших на Земле существ остался всего 1%, остальные 99% состарились и вымерли. Любой биологический вид стареет так же, как организм, только процесс растянут на тысячи лет, и человечество в этом плане не является исключением. По сравнению с 1960 г. количество лиц пожилого возраста в 2000 г. увеличилось примерно в 3 раза, а по прогнозам к 2020 г. этот показатель еще удвоится. Данная проблема актуальна для всех континентов, включая Африку, но наибольшую остроту она приобрела в странах Азии.
По современным научным данным, видовой предел жизни человека составляет 110-120 лет. Однако сегодня средняя продолжительность жизни колеблется в пределах 75-80 лет, что является результатом преждевременного старения. В странах с высоким уровнем культуры и экономики и развитых в социальном плане, например в Скандинавии, средняя продолжительность жизни достигла 85-87 лет. В исследовании, проведенном нами в Санкт-Петербурге, были получены интересные результаты: в микрорайоне, где традиционно проживает интеллигенция, средняя продолжительность жизни женщин и мужчин составила 82 и 74 года соответственно. Очевидно, это связано прежде всего с отсутствием в данном микрорайоне наркоманов, алкоголиков и других лиц, которые ведут асоциальный образ жизни; кроме того, там практически не было людей с ожирением. Таким образом, у каждого из нас есть в запасе биологический резерв жизни, составляющий 35-40 лет, но реализация этого резерва нарушается из-за воздействия на организм различных неблагоприятных факторов, изменяющих экспрессию и структуру генов, что сопровождается нарушением синтеза белка и снижением функций организма.
Данные современных исследований позволяют цсделать вывод, что ведущую роль в механизмах клеточных взаимодействий играют пептиды, которые координируют процессы биосинтеза путем воздействия на экспрессию генов. Многообразие пептидов и их биологических эффектов, обеспечивающих стабильность функционирования организма, позволяет говорить о пептидергической регуляции как ведущем звене гомеостаза и жизнеобеспечения организма. В основе пептидергической регуляции лежит общий тип получения и переноса информации на субклеточном, клеточном и тканевом уровнях. Именно наличие универсального химического языка объединяет три системы, управляющие жизнедеятельностью организма (нервную, эндокринную и иммунную), в единый механизм регуляции функций.
Пептидергическая регуляция гомеостаза обеспечивает постепенные переходы спектров биологической активности отдельных пептидов, способных адекватно реагировать на разнообразные вмешательства в жизнедеятельность организма. При этом представляется вероятным инициирование сложных цепных реакций всего континуума регуляторных пептидов первичным изменением уровня одного из них.
Характерной особенностью пептидергической регуляции гомеостаза является процессинг полипептидов, который позволяет путем активации пептидаз образовывать в нужном месте и в нужное время необходимое количество коротких пептидных фрагментов, обладающих более высокой биологической активностью, чем исходные соединения.
В 1970-х гг. мы изучали механизм иммунодепрессии в эксперименте и клинике и установили, что по мере старения происходит инволюция центрального органа иммунной системы – тимуса и нейроэндокринной системы эпифиза. Также было выявлено достоверное снижение синтеза белка в клетках различных тканей организма, включая предстательную железу и семенники.
В специальных экспериментах было обнаружено, что короткие пептиды, выделенные из различных органов и тканей, а также их синтезированные аналоги (ди-, три-, тетрапептиды) обладают выраженной тканеспецифической активностью как в культуре клеток, так и в экспериментальных моделях у молодых и старых животных. Воздействие пептидов приводило к тканеспецифической стимуляции синтеза белка в клетках тех органов, из которых эти пептиды были выделены, и эффект усиления синтеза белка при введении пептидов выявлен как у молодых, так и у старых животных. Введение пептидов предстательной железы (ПЖ), например, повышало синтез белка в этом органе у 3- и 24-месячных крыс на 40 и 71,4% соответственно (рис. 1).
Важнейшим экспериментальным фактом явилось обнаружение способности пептидов индуцировать дифференцировку полипотентных клеток. Так, добавление пептидов сетчатки к полипотентным клеткам эктодермы ранней гаструлы лягушки Xenopus laevis привело к возникновению клеток сетчатки и пигментного эпителия, а добавление пептидов ПЖ – к возникновению ткани этого органа (рис. 2). Т.е. пептиды простаты стимулируют дифференцировку собственных клеток (как известно, все органы живых организмов содержат примерно 30% стволовых клеток). Другими важными эффектами пептидов в экспериментах на животных были увеличение лимита Хейфлика (детерминированное количество делений клеток) более чем на 40-67%, повышение синтеза белка на 42,9%, уменьшение частоты развития опухолей в 3,1 раза, а также увеличение средней продолжительности жизни на 20-40% и максимальной продолжительности жизни – на 42,3%.
Результаты этих исследований послужили основой для разработки методики получения из тканей животных особых веществ – цитомединов (от греч. cytos – клетка и лат mediator – посредник). Цитомедины представляют собой комплексы щелочных полипептидов с относительно небольшой молекулярной массой (обычно не более 10 кД). Один из лекарственных препаратов цитомединов – Витапрост – давно и успешно применяется для лечения заболеваний ПЖ. Основными преимуществами цитомединов являются их природное происхождение, высокая специфичность, абсолютная безвредность и эффективность при применении в микродозах.
Высокая эффективность и безопасность пептидов ПЖ доказаны клинически. Так, при оценке результатов лечения препаратом Витапрост пациентов (n=307; возраст 18-70 лет) с хроническим простатитом (ХП) хороший эффект при I стадии заболевания был получен в 100% случаев. При ХП II стадии такой же эффект наблюдался у 40,2% пациентов, удовлетворительный – у 55,4%. У больных с III стадией ХП удовлетворительного результата удалось добиться у 43,7%. В динамике лечения болевые ощущения исчезли или значительно уменьшились у 64 и 32,7% пациентов соответственно (рис. 3) (Ткачук В. Н. и соавт., 1991).
За 30-летний период исследований были получены убедительные доказательства эффективности пептидов ПЖ не только при остром и хроническом простатите, но и при острых и хронических пиелонефрите, цистите и панкреатите, травматическом шоке, гравитационных перегрузках и баротравме (в т. ч. у космонавтов и подводников), гиперактивном мочевом пузыре, доброкачественной гиперплазии ПЖ, расстройствах акта мочеиспускания, интерорецептивных формах сексуальной дисфункции, а также при миоме матки, что объясняется развитием ПЖ и матки из одного эмбрионального зачатка.
В настоящее время одобренными показаниями к назначению Витапроста являются абактериальный и бактериальный простатит, доброкачественная гиперплазия ПЖ и различные послеоперационные состояния. В ближайшем будущем ожидается регистрация новой инъекционной формы препарата, оптимальной для реабилитации после трансуретральной резекции и биопсии простаты.
Чтобы как можно дольше оставаться молодым и здоровым, необходимо, как ни банально это звучит, вести здоровый образ жизни. С возрастом у любого человека начинается инволюция жизненно важных систем организма – проще говоря, они постепенно стареют. Первыми, как правило, под прессингующее действие внешних и внутренних факторов попадают иммунная, нейроэндокринная и центральная нервная системы. Поэтому после 35 лет стоит задуматься о профилактике возрастных изменений в своем организме, правильно организовать свой режим и подобрать программу восстановления и омоложения организма на основе пептидов, потому что применение пептидных биорегуляторов – это путь к активному долголетию.
Препарат Витапрост восстанавливает метаболизм белков в клетках предстательной железы.
Видео доклада профессора В. Х. Хавинсона и другие материалы симпозиума доступны на http://goo.gl/e80k85
Подготовил Алексей Терещенко