17 серпня, 2020
Лечение пациентов с болезнью малых сосудов мозга: потенциал применения Цеброфита
В марте 2020 года в Харькове прошла научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы современной неврологии». Возможный потенциал применения Цеброфита, экстракта герициума, в лечении пациентов с болезнью малых сосудов мозга представил в рамках мероприятия заведующий отделом сосудистой патологии головного мозга и реабилитации Института неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины, д. мед. н., профессор Владислав Николаевич Мищенко.
Цереброваскулярные заболевания (ЦВЗ) остаются наиболее важными медико-социальными патологиями современного общества. Количество случаев наиболее тяжелой формы ЦВЗ неуклонно увеличивается с каждым годом, равно как и затраты, связанные с лечением и реабилитацией таких больных. По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется 17,3 млн случаев мозгового инсульта (МИ). На планете проживает более 62 млн людей с последствиями МИ. К своей привычной жизни после перенесенного МИ возвращаются только 10‑20% человек, у остальных качество жизни значительно ухудшается, причиной чего становятся двигательные и сенсорные расстройства, а также формирование когнитивного дефицита от легкой и средней степени выраженности вплоть до деменции. Частой причиной развития МИ является болезнь малых сосудов мозга (БМС).
Термином «болезнь малых сосудов мозга» обозначают группу патологических процессов различной этиологии, сопровождающихся повреждением мелких перфорирующих артерий, артериол, венул и капилляров, которые обеспечивают кровоснабжение глубоких структур головного мозга (ГМ). Поскольку малые сосуды пока невозможно визуализировать in vivo, основным методом определения этой патологии является нейровизуализация.
В качестве маркеров БМС были приняты паренхиматозные ишемические очаги в веществе мозга, повреждения белого вещества, мозговые микрокровоизлияния, расширение периваскулярных пространств. Одним из патоморфологических проявлений БМС являются малые глубинные инфаркты ГМ, которые в большинстве случаев клинически не манифестируют симптомами острого нарушения мозгового кровообращения. Поэтому они получили название «немых», или субклинических, инфарктов мозга (НИМ). Доказано, что НИМ более чем в два раза увеличивают риск повторного МИ, считаются предикторами когнитивных расстройств, вероятность которых у пациентов значительно повышается с возрастом.
Несмотря на то что БМС широко распространена, особенно среди лиц пожилого возраста, до настоящего времени не разработаны эффективные методы лечения и профилактики данной патологии. Поэтому представляло интерес изучить влияние новых подходов к нейротрофической терапии, одним из которых является экстракт герициума Цеброфит, эффективность которого доказана в ряде исследований у пациентов с когнитивными расстройствами и активно изучается у лиц с БМС.
Было отмечено, что основной задачей терапии при множественном ишемическом повреждении вещества ГМ, которое возникает у больных БМС, является активация репаративных процессов, направленных на улучшение нейропластичности и межнейронального взаимодействия. Процессы нейропластичности регулируются нейротрофическими факторами, среди которых особый интерес представляет фактор роста нейронов (NGF). Этот наиболее известный фактор из группы нейротрофинов был открыт в 1951 г. Р. Леви-Монтальчини и С. Коэном, а в 1986 г. авторы получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Данное открытие стало триггером в изучении механизмов действия NGF – жизненно необходимого нейротрофического компонента нервной ткани и возможностей его применения в клинике.
Установлено, что NGF синтезируется непосредственно в структурах мозга, иннервируемых холинергическими нейронами, которые играют определяющую роль в нормальном функционировании когнитивных процессов. Активация NGF индуцирует антиапоптотические механизмы после инсульта, повышает устойчивость нейронов к воздействию оксидативного стресса, уменьшает размер инфаркта и вторичную гибель нервных клеток, стимулирует регенерацию нейронов, ускоряет синаптогенез, повышает плотность нейронных связей, арборизацию дендритов и аксональный спраутинг.
В этом направлении удалось добиться позитивных результатов благодаря современным биотехнологиям, позволяющим получать новые вещества растительного происхождения, которые обладают широкими биосинтетическими возможностями. Внимание исследователей привлекли базидиомицеты и непосредственно ксилотрофный гриб Hericium erinaceus – гериций решетчатовидный (ямабушитаке), из мицелиального экстракта которого был выделен дитерпеноид эриноцин, способный проникать через гематоэнцефалический барьер, стимулировать синтез белка NGF в ГМ, улучшать двигательные и когнитивные функции.
В последние годы интерес к изучению медико-биологических эффектов Hericium erinaceus значительно вырос, но по-прежнему лидирующее место занимают исследовательские группы из Японии. Это связано с тем, что в Японии съедобный базидиомицет известен с давних времен и, благодаря своим антигипертензивным, гиполипидемическим, нейропротекторным и нейротрофическим свойствам, с успехом применяется в лечебной практике. Из всех эриноцинов, идентифицированных в мицелии Hericium erinaceus, только для эриноцина А получены прямые корреляции результатов исследований in vitro с таковыми in vivo, в которых доказана его способность повышать уровень катехоламинов и стимулировать синтез NGF (рис. 1).
Исследование экстракта Hericium erinaceus или непосредственно эриноцина А продемонстрировали их способность снижать β-амилоид-индуцированную нейротоксичность, ингибировать ацетилхолинэстеразу, повышать спраутинг аксонов, потенцировать синтез NGF, проявлять нейропротекторную, антиоксидантную и противовоспалительную активность. В экспериментальной модели инсульта показано, что введение эриноцина А в первые 90 мин после развития острого нарушения мозгового кровообращения приводило к ослаблению экспрессии провоспалительных цитокинов, уменьшению проявлений апоптоза и объема инфаркта мозга. Предварительный прием в течение 14 дней экстракта Hericium erinaceus до развития инсульта, смоделированного путем контролируемой окклюзии средней мозговой артерии, способствовал достоверному возрастанию NGF и регрессу неврологических симптомов.
Hericium erinaceus индуцирует экспрессию мРНК NGF в гиппокампе. Важно отметить, что пероральное введение эринацина А способствует снижению риска развития возрастной деменции путем повышения уровня NGF в Locus coeruleus ретикулярной формации, обонятельной луковице и гиппокампе. Подтверждено позитивное влияние экстракта Hericium erinaceus на процессы регенерации аксонов и восстановление нервно-мышечного соединения.
Профессор K. Mori et al. провели двойное слепое плацебо-контролируемое исследование в клиниках г. Исого (Япония). У 30 лиц с когнитивными нарушениями различного генеза при приеме Hericium erinaceus со 2-й недели отмечали значительный рост функциональной активности ГМ, через месяц улучшились речь, память и мышление; эффект продолжал нарастать в течение трех месяцев, что было подтверждено статистически. Значительное повышение когнитивных функций отмечено у 71% больных в группе Hericium erinaceus и 7% – плацебо на 16-й неделе (рис. 2).
В Украине стандартизированное содержание экстракта Hericium erinaceus, идентичное использованному в приведенном выше исследовании, содержится в двух капсулах препарата Цеброфит торговой марки Silvestrini.
Подготовила Юлия Паламарчук
Тематичний номер «Неврологія, Психіатрія, Психотерапія» № 2 (53) 2020 р.