24 січня, 2017
Атезолизумаб продемонстрировал значимое преимущество в выживаемости по сравнению с доцетакселом при немелкоклеточном раке легкого независимо от статуса PD-L1
По данным исследования III фазы, атезолизумаб продемонстрировал значимое преимущество по выживаемости в сравнении с доцетакселом при немелкоклеточном раке легкого (НМРЛ) вне зависимости от статуса PD-L1 и гистологического подтипа.
В первом исследовании III фазы применение ингибитора PD-L1 атезолизумаба у пациентов с НМРЛ, ранее получавших лечение, привело к значимому увеличению общей выживаемости (ОВ) по сравнению со стандартной химиотерапией.
Ингибиторы PD-L1 относятся к классу иммунотерапевтических препаратов, направленных на ингибирование иммунных контрольных точек. Они действуют путем подавления одного из механизмов резистентности раковых клеток (ускользания от иммунного надзора).
«Целью данного лечения является восстановление иммунного контроля и, возможно, элиминация опухолевых клеток, поэтому атезолизумаб может быть эффективен при различных типах рака», – отметил ведущий исследователь, профессор Fabrice Barlesi (г. Марсель, Франция).
В исследовании OAK приняли участие 1225 пациентов с НМРЛ, которые ранее получили по крайней мере 1-2 линии химиотерапии, одна из которых включала в себя препараты платины. У всех пациентов предварительно определялся статус PD-L1. Проводилась также стратификация в зависимости от уровня экспрессии PD-L1, количества и схем предшествующей химиотерапии, а также данных гистологического исследования. Пациенты были рандомизированы на две группы в соотношении 1:1, одна группа получала атезолизумаб внутривенно в дозе 1200 мг каждые 3 недели, вторая – доцетаксел в дозе 75 мг/м2 каждые 3 недели.
Первичной конечной точкой была оценка ОВ:
– у всех пациентов, принимавших участие в исследовании;
– у пациентов в подгруппах ИК 1/2/3 или ОК 1/2/3 (с уровнем экспрессии PD-L1 ≥1%) в иммунных и опухолевых клетках (ИК и ОК соответственно).
Вторичная конечная точка включала в себя частоту объективного ответа (ЧОО), выживаемость без прогрессирования (ВБП), длительность ответа (ДО) и безопасность.
Первичный анализ данных 850 пациентов показал увеличение ОВ на 27% у тех, кто получал атезолизумаб, в сравнении с группой доцетаксела, независимо от уровня экспрессии PD-L1, в том числе с экспрессией PD-L1 <1%.
Медиана общей продолжительности жизни в общей популяции пациентов составила 13,8 мес в группе атезолизумаба и 9,6 мес в группе доцетаксела. После стратификации пациентов в зависимости от уровня экспрессии PD-L1 у пациентов с высоким уровнем экспрессии (55% участников) атезолизумаб показал увеличение ОВ на 59% по сравнению с пациентами, получавшими доцетаксел: медиана выживаемости составила 15,7 и 10,3 мес соответственно.
Значительное преимущество в ОВ наблюдалось у пациентов с максимальной экспрессией PD-L1 (ОК3 и ИК3), а это 16% больных: медиана выживаемости 20,5 мес против 8,9 в группе доцетаксела. Даже у PD-L1-негативных пациентов (ОК0 и ИК0) на фоне приема атезолизумаба ОВ была на 25% выше, чем у тех, кто принимал доцетаксел. Медиана выживаемости составила 12,6 (против 8,9 мес в группе доцетаксела).
Преимущество в ОВ не зависело от данных гистологического заключения; улучшение показателей ОВ было сходным у больных с плоскоклеточным и неплоскоклеточным раком. Медиана продолжительности жизни у пациентов с неплоскоклеточным раком легкого составила 15,6 мес в группе атезолизумаба по сравнению с 11,2 мес в группе доцетаксела, аналогично и у пациентов с плоскоклеточным раком легкого – 8,9 и 7,7 мес.
При сравнении атезолизумаба и доцетаксела ВБП составила 2,8 мес против 4, ЧОО – 13,6 против 13,4%, а ДО – 16,3 против 6,2 мес соответственно. Побочные эффекты 3-4 степени наблюдались у 15% пациентов группы атезолизумаба; на фоне терапии доцетакселом частота побочных эффектов составила 43%.
Атезолизумаб предложен в качестве 2-й линии терапии для пациентов с НМРЛ вне зависимости от статуса экспрессии PD-L1 клетками опухоли.
Комментируя результаты исследования, профессор Martin Reck (отделение торакальной онкологии Клиники пульмонологии, г. Гросхансдорф, Германия) отметил, что увеличение ОВ наблюдалось даже у пациентов без экспрессии PD-L1, то есть определение PD-L1 статуса является несовершенным в качестве фактора исключения терапии.
Перевела с англ. Екатерина Марушко