Головна Неврологія та нейрохірургія Психотерапия страха: пути и новые решения

23 січня, 2021

Психотерапия страха: пути и новые решения

Автори:
Д.В. Русланов, к. мед. н., доцент кафедры физического воспитания, Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Любой человек когда-либо испытывал страх, поэтому вопросы его разрушающего влияния, равно как и преодоления, всегда актуальны. Человечеству известно множество рецептов из области психотерапии, начиная от языческих ритуалов инициации, шаманских обрядов и заканчивая новомодными течениями, полными неологизмов. Задача, поставленная в данной статье, сводится к попытке обозначить основные вехи в психотерапии страха, а также представить новую, немного необычную методику.

Общий взгляд на проблему и обзор практикуемых методов

Психологи выделяют три близкие друг другу эмоциональные категории: тревогу, страх (в более мягкой форме – ​боязнь) и фобию. Тревогу можно считать готовностью (мобилизацией) к возможной опасности, страх – ​реакцией на вполне определенный источник опасности, а фобию – ​навязчивым, повторяющимся в отсутствие истинных причин, иррациональным состоянием страха. Психотерапии подлежат все три состояния. Однако если при тревоге и страхе психотерапевт выступает ведущим лицом, то в случаях фобий он остается на заднем плане, бразды же правления принадлежат психиатру.

При легких фобиях можно рискнуть лечить самому, но консультация психиатра необходима. Задача психотерапевта при фобиях ограничивается поддержкой (фасилитацией) субъекта, принимающего лекарственные средства, и работой над созданием для него безопасной, максимально комфортной среды. В рамках указанной задачи используют когнитивно-поведенческие методы с включением элементов мягкой суггестии и релаксации. Важна практика регулярных аффирмаций (коротких позитивных примитивно «детских» мыслеобразов). Рекомендуется также работа над созданием условно-рефлекторных «якорей», обращение к которым успокаивает субъекта.

Под «якорем» в практиках нейролингвистического программирования (NLP) понимают любой элемент реальности, связывающий личность с определенными ситуацией и состоянием – ​условный рефлекс в чистом виде. Психотерапевту важно увязать в сознании клиента некий кинестетический знак (например, сжатие его руки или плеча) либо звук (слово, фраза) с ощущением безопасности и уверенности. Такое «якорение» позволяет в случае необходимости легко и быстро вернуть сознание пациента в текущую реальность, восстановить элемент должного самоконтроля.

В стратегии преодоления тревоги и страхов можно выделить три подхода. Первые два взаимоисключают друг друга, третий – ​компромиссный вариант.

  1. Первый подход – ​жесткий, фактически он основан на насилии над собой. Субъекта принуждают совершать действия вопреки страху. Даже если удается достичь необходимый результат, все это нельзя назвать корректной психотерапией, ведь уровень стресса зашкаливает, и побочным эффектом такого «действа» является всплеск субъективной агрессии.
  2. Второй подход основан принципе «ведомый – ​ведущий», когда субъект послушно выполняет требуемые действия (вопреки своему страху), поскольку следует в фарватере безопасности за психотерапевтом.
  3. Третий – ​компромиссный – ​этот вариант предполагает преодоление страха за счет осознанной мотивации субъекта. Он сам определяет рамки безопасной среды и сам, творчески, ведет поиски решения проблемы в соответствии с указанной психотерапевтом программой. Остановимся на деталях двух последних подходов.

В психотерапии страхов стандартным (базовым) является метод систематической десенситивизации (лат. sensitivus – ​чувствительный), или метод стимульного контроля. Он относится в вышеназванному компромиссному подходу. Суть метода – ​в постепенном, шаг за шагом, приближении к источнику страха (опасной ситуации). Метод предполагает составление иерархии (рейтинга) обуревающих страхов и работу с ними «снизу вверх». Неотъемлемыми элементами являются предварительное овладение релаксирующими техниками, методами контроля и управления своим состоянием.

Своеобразным вариантом является методика имплозии («наводнения»), которая заключается в акцентировании вызывающих страх ситуаций. В мягкой ее трактовке субъект визуализирует пугающие образы, преувеличивая их близость и опасность, но помнит, что находится в это время в безопасной обстановке, и все искусственно. В литературе предлагается отнести методику к направлению когнитивно-поведенческой терапии, поскольку после каждого сеанса пациент записывает свое восприятие (т.е. осознает свои ощущения), после чего следует беседа с психотерапевтом.

На самом деле, методик множество. В качестве сомнительного примера (в плане комфортности, да и эффективности тоже) упомянем вариант, названный «цунами». В нем субъекту предлагают вообразить самый худший сценарий развития пугающей ситуации, после чего самому понять и ответить на вопросы: «Что именно, какой элемент больше всего пугает в ситуации?», «Какой будет его жизнь после этого?», «Что запредельно плохого может еще произойти, если взглянуть реально?». Такое упражнение следует выполнять не один день. Здесь напрашивается вопрос: где место позитивному мышлению?

Второй подход более мягкий, чем компромиссный. Его используют преимущественно в детской практике. Действительно, возможности осознания у ребенка ограничены незрелостью его жизненного опыта. Находясь рядом в качестве защитника, психотерапевт ведет маленького пациента дорогой постепенной десенсибилизации, уменьшения болезненного восприятия реальности. Для взрослого контингента предложены специальные групповые тренинги, также отличающиеся мягким подходом.

К примеру, на западе пользуются популярностью групповые тренинги «антистресса», снижения тревожности, приобретения уверенности в себе. Участники объединены единой проблемой, с которой не могут справиться самостоятельно, и потому ситуативно сплачиваются в команду единомышленников. В подобных группах притупляется чувство ущербности, обычно присущее каждому участнику. Этот фактор, равно как и фактор соперничества, позволяет в целом получать заметно лучшие по сравнению с индивидуальным обучением результаты. Адепт психоанализа А. Адлер тонко заметил, что лучшее лечение от неврозов и проблем – ​переключение внимания с собственной персоны на помощь другим в решении этих вопросов.

В категории мягких методов стоит выделить весьма привлекательный, высокоэффективный и более чем безопасный метод пересмотра себя (модель рефрейминга) в рамках практики NLP, который приведен ниже.

Вариант модели рефрейминга для лечения фобии

В рамках данной модели рефрейминга (методики пересмотра) психотерапевт прежде всего устаналивает условно-рефлекторный «ресурсный якорь». Для этого врач выбирает и периодически повторяет некий кинестетический и/или аудиальный знак, приемлемый и доступный для субъекта, который в свою очередь синхронно вновь и вновь вспоминает полюбившиеся картины счастливого и безмятежного детства.

Далее психотерапевт пошагово инструктирует пациента:

  1. Субъект должен с закрытыми глазами представить пустой экран.
  2. Затем попросить пациента представить личность, похожую на него, смотрящей на этот пустой экран (техника разотождествления, или диссоциации).
  3. Попросить его мысленно «прокрутить кинопленку» травмирующей ситуации от начала до появления четкой тревоги (не далее!).
  4. После этого попросить пациента сделать то же самое в обратном порядке (от конца к началу).
  5. Попросить субъекта одновременно наблюдать реакцию его личности, смотрящей этот фильм (вновь феномен разотождествления, или диссоциации).
  6. Затем попросить клиента несколько раз в ходе фильма при нарастании тревоги очистить экран, «побелив» картинку. Обратить внимание на реакцию личности, смотрящей кино.
  7. Попросить клиента слиться с личностью в момент очистки экрана и исчезновения тревожных ощущений (техника идентификации).
  8. Попросить его вновь повторить технические приемы п. 4‑7, но на этот раз в слившемся с личностью образе (техника идентификации). Предложить сделать то же в ускоренном темпе в течение 2‑3 с, заканчивая образом белого экрана и переживанием безопасности и комфорта. Смысл задания – ​научиться управлять своими эмоциями, «привязав» их к визуальному тренингу поведения.
  9. И последнее – ​предложить клиенту пройти процедуру проверки. Представить проблемную ситуацию в будущем и нового себя в ней, способного легко справляться со своими эмоциями. Обратить внимание на новый взгляд на ситуацию. Ощутить ее совершенно иной, безопасной для себя (элемент синхронизации с будущим).

В методике пересмотра возможны варианты. Так, можно предложить клиенту по ощущениям замедлять развитие событий, вплоть до полной остановки на субъективно переживаемом кадре. При этом важно следить за дыханием – ​оно должно быть плавным, спокойным, глубоким и полным. Следует уметь растянуть временной этап, пока клиент возвращается, двигается к ядру тревожного события. Еще: пациенту всегда необходимо стараться смотреть на «того себя» с симпатией, благосклонностью, понимая, что в ситуации «до события» он делал лучшее, что тогда мог. Субъекту важно определить, как сторонний наблюдатель, что потребуется его двойнику, чтобы успешно действовать в последующей ситуации. Кроме того, полезно описать необходимые ресурсы (внешние средства и внутренний настрой), которые позволят положительно решить трудную и тревожную ситуацию.

Дополнительные возможности рефрейминга – ​передача своему двойнику необходимых ресурсов. Это надо сделать уверенно и решительно! Следует передавать двойнику новую энергию, собранность, решительность, находчивость, самообладание, юмор и т.п., пока не настанет ощущение, что двойник стал полностью соответствовать новому образу. А теперь можно снять новое кино с успешным «хэппи эндом» и непременно просмотреть его несколько раз. Субъекту следует быть свободным в своем творчестве, к примеру, для передачи ресурсов (помощи), ввести в картину новых действующих лиц.

Теория новых психотерапевтических решений

Нередко всякое новое решение на поверку оказывается хорошо забытым старым.

Анализ подходов к психотерапии страхов, в основном западных источников, вызывает много вопросов. Прежде всего, это более чем сложный и чрезвычайно длительный психохоанализ. На постсоветском пространстве он (к счастью или нет?) не привит. Что касается иных методов – ​когнитивных, бихевиористских и практик NLP – ​обращает внимание практически полное отсутствие, во всяком случае, обозначение главнейших факторов преодоления страха – ​мужества и отваги. Действительно, где и как субъект найдет в себе внутренние силы, чтобы преодолеть страх? Не подкрепленные собственным опытом советы найти их и пустые призывы стать мужественным мало помогают. Между тем традиционные (столетние) восточные психофизические практики на воспитание именно этих элементов ставят особый акцент.

Какой путь предлагают восточные учителя? Прежде всего, путь измененного состояния сознания, то, что напрочь отсутствует в научных психотерапевтических школах западного толка. В измененном состоянии сознания меняется представление о рациональном сознании и рациональном мироощущении. По выражению мистиков, обеспечивается «прямое усмотрение реальности».

Достижение измененных состояний сознания может сопровождаться двумя психофизическими феноменами:

  • отрешенностью от внешнего мира и снижением психофизиологического тонуса (т.е. ограничением внешних угрожающих стимулов);
  • повышенным, «сверхрельефным» осознанием окружающей среды и резким повышением общего тонуса (т.е. повышением боевой отваги).

Изменение состояния сознания происходит не иначе как через целенаправленную или спонтанную сверхконцентрацию внимания. С одной стороны, это означает предельную фиксацию внимания на одном объекте, с другой – ​сознательное игнорирование всех остальных стимулов.

Небольшое отступление. Как упоминалось выше, ужасающий страх характеризуется моментальной остановкой всяческой моторной активности, дыхания на вдохе и другими вегетативными проявлениями. Внимание направлено на источник страха, а не на себя. Следовательно, гипотетически, переключение внимания на альтернативу, скажем, на себя, автоматически изменит ощущение страха. Данная гипотеза полностью подтверждается человеческим опытом. Но что для этого необходимо сделать субъекту? Возможный путь: научиться входить в измененное состояние сознания, чтобы встречать пугающую реальность в ином качестве, иной ипостаси своей личности. И для этого потребуется воля.

Воля подразумевает способность к осознанной предельной концентрации всех психических и физических усилий (ресурсов), необходимых для преодоления любых препятствий ради достижения намеченной цели. В понятии воли присутствуют два элемента – ​внешний и внутренний, определяющий действия личности. Внешний элемент – ​поведение – ​всегда вторичен. Стержневой характеристикой внутреннего фактора является качество самоограничения. Это способность отказаться от жизненно важных потребностей и даже пожертвовать ими, вплоть до угрозы собственной жизни во имя цели. Таким образом, в краткой формулировке воля – ​это власть над самим собой. Она является движущей силой любого претворения идеи в жизнь. Наличие воли позволит субъекту входить в измененное состояние сознания и раскрыть качества мужества и отваги.

Практика новых решений

Человечество пока не придумало более эффективной практики превентивной готовности к страхам, нежели ритуалы инициации воина. В шаманских традициях к ним готовятся загодя и длительно. Современные знания, в том числе исследования в области психологии, позволяют предложить более цивилизованные и удобные методики. Ведущим звеном в них является воображение, точнее, синхронизация воображения с движениями, подстроенными под ритм индивидуального дыхания.

Воображение (визуализация) подразумевает внутреннее представление, будто наяву, неких предметов или объектов, наделенных либо уже знакомым (по предыдущему опыту), либо совершенно новым набором качеств и свойств. Это и есть внутреннее создание и «видение» (зрительное, слуховое, тактильное или иное) новой реальности. Это богатейший внутренний мир с отлаженным механизмом входа и своевременного выхода из состояния фантазии. С их помощью человек с детства учится понимать и влиять на окружающий мир.

Феномен воображения становится жизненно незаменимым для выживания. Так, в жестоком мире взрослых воображение добрых волшебников часто спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду.

На осознанно-рациональном этапе развития воображение превращается в мощный инструмент познания устройства мира. Гении грезят невообразимыми химическими формулами, сложными математическими абстракциями, зримо ощущают физические процессы Вселенной. Безусловно, яркое воображение всегда является следствием напряженной работы психики и потому несет потенциально сильный ментальный и эмоциональный (информационно-энергетический) заряд.

Психоэнергетическое упражнение «движения воина»

В основу предлагаемой ниже методики своеобразной инициации воина легли наработки К. Кастанеды, названные им психоэнергетическими практиками [1]. В рамках статьи приведен краткий (ознакомительный) вариант методики [2].

До освоения методики настоятельно рекомендуется предварительное овладеть (пусть даже на уровне ознакомления) базовой дыхательной практикой по системе йогов (пранаямой). Алгоритм следующий. При вдохе следует вначале выпятить живот, затем «расширить» нижние ребра, и в конце приподнять плечи, одновременно чуть втягивая живот. Последовательность движений при выдохе – ​в обратном порядке. Совет: лежа на спине, можно положить на живот книжку и, глядя на нее, следить за правильностью выполнения рекомендаций.

Схема предлагаемой психоэнергетической практики внешне проста: обычные движения руками и телом. Сложность кроется в деталях. Далее кратко рассмотрены три элемента.

1. Поза, или особенности базовой стойки: стоя, ноги на ширине плеч. Все суставы следует чуть расслабить, сняв напряжение; другими словами, колени, локти и т.д. – ​должны быть едва согнуты. Так, полное разгибание/сгибание сустава блокирует внутреннюю энергетику, но такие блокады используют лишь тогда, когда необходимо закрепить уже достигнутый эффект. Все исключения будут оговорены.

2. Движения совершаются плавно и пластично в полном соответствии принципам базовой стойки. Пластика – ​это искусство, внутренняя гармония ритмического телодвижения. Пластика означает, что траектория движений – ​всегда кривая, но никак не ломаная линия, а тем более, не прямая с точкой остановки движения на полпути. Оптимальный вариант траектории зачастую близок к эллипсу или восьмерке. Поучительные движения можно увидеть в индийских, испанских, латиноамериканских и цыганских танцах. Это не удивительно, ведь культура этих стран основана на древних традициях, понимании магии движения, умении блестяще выражать мысли и эмоции человека жестом. Пластика должна быть чувственной, полной неповторимого обаяния, отражающего свет харизмы.

Признаками правильной практики служат плавность траектории и красота движений. Не стоит стремиться выполнять их быстро! Скорость движений скрывает все ошибки новичков. Движениям необходимо обучаться не просто медленно, а очень медленно. Поначалу будет непривычно, зато создаст идеальные условия для совершенствования себя. Главное: в любом движении всегда можно найти ритм, если подчинить его дыханию. Следует постараться уловить эту тонкость.

3. Дыхание. Вдох следует всегда выполнять носом, иногда быстро, а иногда медленно, но всегда глубоко. Пауза – ​по ощущениям либо в соответствии с рекомендациями; обычные паузы занимают не менее половины времени вдоха. Выдох лучше делать ртом, надвигая вперед и опуская верхнюю губу над нижней, тогда струя выдоха идет вниз. После выдоха – ​вновь пауза, опять-таки, по ощущениям либо в соответствии с рекомендациями, обычно не менее половины времени вдоха. Главное: никогда нельзя задыхаться! Если это происходит, ​однозначно что-то делаете не так! Быстро, часто либо много. Пациентам нередко приходится объяснять, что важно дышать свободно, не заставлять себя вопреки своей природе.

Психоэнергетическое упражнение «движения воина» многоплановое; оно предназначено для синхронизации психических процессов с энергетикой физического тела. В результате субъект попадает в реальность жесткой собранности, готовности к адекватному спонтанному решению на любой поворот событий, мгновенному действию, позволяющему в потоке пространства и времени оказаться в нужном месте в нужный час. Это – ​форма и структура мага и воина самурайского духа.

В описании практики использован стиль изложения К. Кастанеды. Многие термины явно не научны (во всяком случае, пока), например, выражение «энергетический кулак», «энергетический поток» и пр. Однако в них отсутствует вредный заряд, и они чрезвычайно просты для интуитивного понимания и фантазийной визуализации.

Привнесение в схему движений визуализации как понимания происходящего процесса умножает силу обратной связи. С определенной долей уверенности можно утверждать: в процессе такой практики субъект вводит себя / входит в своеобразный легчайший транс, в котором повышена как степень концентрации, так и осознания реальности.

Объяснение движений для удобства разбито на элементы под порядковыми номерами. Важно понять и помнить, что каждый элемент движения, как правило, полностью совпадает (заполнен) двумя фазами дыхания – ​вдохом или выдохом – с последующей паузой. Начало фазы дыхания совпадает с началом элемента движения, и длительность вдоха (выдоха) согласована с движением. Дыхательные паузы, как правило (но не всегда), соотнесены с полной остановкой движения (состояние, описываемое знакомой фразой: замрите на месте и не дышите). Длительность пауз определяется ритмом, который формируется у человека интуитивно.

Итак, скорость выполнения движений строго индивидуальна и зависит только от ритма дыхания:

1. Исходное положение – ​напряженная рабочая поза (рис. 1а). Слегка отведя руки в стороны и вперед (как удобно), раскройте ладони, широко растопырьте и чуть согните пальцы, будто обхватываете апельсин; жестко напрягите мышцы кистей и пальцев. В течение одного дыхательного цикла выполните хаотичные, частые, вибрирующие полуповороты и потряхивания кистями (рис. 1б).

Этим раскрываются энергетические центры ладоней и приводится в возбужденное состояние структура энергетического кокона. После выдоха, на паузе, соедините внизу перед собой руки ладонями крест накрест. Крепко сцепитесь пальцами, образуя неразъемный замок. Считается, что так создается «энергетический кулак», в котором центры правой и левой ладоней, испускающих разные потоки энергии, замыкаются друг на друге. С этого момента до выполнения элемента № 17 руки находятся в замке.

2. На коротком мощном вдохе, четким, уверенным движением слева/направо/вверх поднимите руки, согнутые в локтях, таким образом, чтобы «энергетический кулак» оказался над правым плечом (рис. 2). При этом левый локоть, который естественно расположился перед лицом, обращен вперед; левая кисть накрывает сверху правую. Застыньте на время длительной дыхательной паузы.

3. На коротком мощном выдохе выполните косой удар вперед/вниз/налево, к левому бедру, будто вонзаете тяжелый топор (рис. 3). Это движение увлекает за собой из-за спины в виде шлейфа энергию правой части кокона, одновременно разрывая слабые и непрочные энергетические волокна. Обратите внимание на траекторию перемещения: из-за спины – ​вниз/влево, симметрично относительно центра силы.

4. На длинном вдохе опишите руками по часовой стрелке широкий круг, а точнее, суживающуюся спираль, которая заканчивается прямо напротив печени (рис. 4). Так создается мощный турбулентный вихрь энергии, наподобие тайфуна, а вокруг «энергетического кулака» переплетаются и наматываются разные энергетические слои.

5. Короткая пауза – ​на несколько мгновений следует застыть, не дыша (рис. 5). Именно сейчас идут предельная сосредоточенность, концентрация на выполнении предстоящего элемента, накопление воли и силы. В этот момент вы работаете над ключевой психологической задачей – ​осваиваете безупречность поведения воина духа, когда, приняв решение, он уже не допускает никакого колебания и сомнения в правильности своего выбора. Состояние описывается словами: «Вы ко всему бесстрашно готовы, все сомнения и волнения остались позади, как говорят, в прошлой жизни».

6. Данный элемент является одним из важнейших, поскольку все предыдущие действия, скорее, были подготовкой (хотя и очень важной). Для понимания сути предстоящего движения представьте, что держите в руках длинный нож и с силой вонзаете его прямо в печень. Сделайте это на мощном коротком выдохе через широко открытый рот, шумно (рис. 6). 

На самом деле, ваши представления недалеки от истины – ​в этот момент действительно разрушается правый энергетический центр. Однако, наряду с разрушением, внутрь одновременно вносится мощнейший клубок жизнеспособной энергии – ​и результат этого действа трудно переоценить: происходят разрушение старого и рождение нового микрокосма. Замрите и осознайте красоту сделанного поступка. Психологически вы разрушаете центр злобы и агрессии, давая понять, что приемлете мир таким, каков он есть.

7. Сделайте медленный длинный вдох. Внешне сохраняйте неподвижность, дыхание и есть движение. Этот вдох дает понимание, что вы по-прежнему живы после, казалось бы, смертельного символического удара, при этом остались в ясном сознании.

8. На коротком выдохе выполните резкий удар вперед, в проекцию печени перед собой (рис. 7). Затем на паузе медленно опишите сомкнутыми кистями маленький круг против часовой стрелки (рис. 8). Этим вы мягко начинаете новое накопление энергии в «энергетическом кулаке».

9. Выполните зеркальное отражение элементов № 2‑7, изначально расположив кисти над левым плечом (рис. 9‑14).

Эти движения – ​символическое разрушение пессимизма. Нанося удар в левую область, где находятся поджелудочная железа и селезенка, символически освобождается центр радости и разрывается энергетическая паутина, образованная восприятием суетности мира и суетой действий.

10. На коротком выдохе выполните зеркальное отражение элемента № 8: удар вперед, в проекцию поджелудочной железы и селезенки (рис. 15), но после описания сомкнутыми кистями маленького круга по часовой стрелке, то есть в конце, остановите кисти прямо напротив солнечного сплетения и полностью выпрямите руки, отведя кисти как можно дальше от себя (рис. 16).

11. Медленный длинный вдох без движения (рис. 17). Необходимо психологически подготовиться к завершающему, еще более трудному и сложному в плане принятия решения действию по разрушению сковывающих вас пут. В сознании не должно быть места ни тени страха, только несгибаемая решимость!

12. На коротком выдохе выполните движение, по сути аналогичное элементам № 6 и 13: нанесите себе удар прямо в солнечное сплетение (рис. 18). Этим движением Вы разрушаете центр страха и неверия в собственные безграничные возможности.

13. Выполните медленный длинный вдох. Внешне вы неподвижны, дыхание и есть движение. Этот вдох закрепляет понимание, что вы остались живы после «смертельного» символического удара, и сознание прояснилось еще больше.

14. На коротком выдохе нанесите удар вперед, в точку символической проекции солнечного сплетения (рис. 19). Этим движением вы доказываете и миру, и себе веру в собственные силы и подтверждаете свою безмерную, несгибаемую решительность.

15. На длинном вдохе медленно поднимите руки вертикально вверх и даже немного за спину (рис. 20). Вверху происходит совмещение полей: энергетического кулака с верхним энергетическим полюсом (и центральным энергетическим столбом).

16. На коротком выдохе выполните длинный рубящий удар сверху вниз. Для этого с силой наклонитесь вперед, полностью сгибаясь пополам, и занесите по инерции руки дальше – ​назад, за линию стоп (рис. 21). Траектория движения разрезает энергетический кокон сверху вниз (полностью пополам) и продолжается дальше по полу под вами.

Это одно из важнейших движений. С физиологической точки зрения изменяется гемодинамика, прежде всего в голове. На Востоке считают, что так раскрываются и подготавливаются пути для высвобождения и последующей свободной циркуляции Ци. В эзотерических понятиях рассечение кокона означает непосредственный контакт первозданной личности с окружающим миром; как и любая встреча, она полна неожиданностей. Именно поэтому, подобно черепахе, прячется живот и подставляется спина, покрытая мощным энергетическим панцирем. Это естественное инстинктивное защитное действие. Однако этим же действием раскрываются первородные энергетические центры, расположенные в области надпочечников – ​почек, где содержится квинтэссенция Ци.

17. На длинном вдохе вначале расцепите кисти и разверните их тылом друг к другу, выпрямив и сомкнув пальцы. Затем плавно полностью распрямитесь, одновременно поднимая руки вверх и разводя их в стороны (рис. 22). Размыкая энергетический замок в области нижнего полюса, вы фактически завершаете предыдущий этап № 21. Разворот кистей создает новый турбулентный сгусток, от которого протягивается шлейф по траектории движения рук. Это движение – ​символ нового рождения.

18. На коротком выдохе опишите кистями полукруг, приняв боевую стойку: руки согнуты в локтях и отведены назад таким образом, чтобы выпрямленные кисти с плотно сомкнутыми пальцами, ладонями вверх, оказались прижаты к бокам на уровне солнечного сплетения (рис. 23). В таком положении лопатки сведены. Вы напряжены физически, но разум остается совершенно спокойным, а внимание чистое и незамутненное суетой текущей жизни. Вы просто созерцаете мир и себя, ощущая малейшие дуновения потоков энергии Ци.

19. На коротком вдохе, не меняя угол сгибания в локтях, поднимите руки вверх, расположив кисти по обе стороны головы, но не вплотную. Локти удобно направлены в стороны и чуть вперед. Ладони обращены к голове, раскрыты, большой палец удобно отведен в сторону, остальные выпрямлены и соединены между собой (рис. 24).

Это движение замыкания энергетического поля. Руки образуют фигуру незамкнутого в вершине треугольника, создавая защитное энергетическое поле вокруг головы. Исходящие из центров ладоней энергетические струи пересекаются в области основания черепа: они оказывают мощное стабилизирующее действие на находящиеся здесь древнейшие по происхождению энергетические структуры и инактивируют инородные хаотические возбуждения. Сохраняйте позу в течение длительной паузы.

20. На коротком выдохе выпрямите руки вверх, разворачивая кисти ладонями вверх, пальцы сомкнуты, направлены назад/внутрь (рис. 25). Этим выталкивающим движением вы растягиваете энергетический кокон, пробиваете в нем окно и создаете тоннель, облегчая доступ космической энергии.

21. На коротком глубоком вдохе запрокиньте назад голову, подбородком вверх и крепко зажмурьтесь, до конца данного этапа (рис. 26). Таким образом вы раскрываете горловую чакру и изменяете привычную проекцию энергетических точек лица, открывая прямой доступ космической энергии внутрь кокона. Принятая поза символизирует это.

Сигналом к началу выдоха является ощущение еле уловимого потемнения в голове. Выдох делайте неспеша, широко открытым ртом, зевая, понемногу выпуская из себя воздух, обязательно сопровождая его голосовым звуком. Вспомните, так бывает при глубокой сладкой зевоте. Этот звук должен начинаться с присущей вам обычной тональности, но постепенно понижаться за счет «извлечения» не из груди, а из живота. В конце выдоха звук низкий, как при горловом пении у шаманов; при этом вы чувствуете необычное привлекательное ощущение легкости и освобождения от чего-то. После приобретения некоторого опыта, попробуйте более интенсивный вариант выдоха, с постепенным ускорением. Естественно, такой выдох будет короче, но его «боевая мощь» возрастает.

22. На медленном выдохе расслаблено опустите руки через стороны ладонями вниз, возвращаясь в исходное положение (рис. 27).

23. Постойте с полминуты с закрытыми глазами, оцените свои внутренние ощущения (рис. 28).

Упражнение закончено. Оно заняло не более одной минуты времени. Какой результат можно прогнозировать (ждать)? Что испытает субъект по окончании упражнения? Если коротко – ​это всегда новые, необычные и явно позитивные ощущения. Как правило, уже в процессе обучения после 1‑3 повторений осознаются элементы катарсиса (очищения), который вызван не реальными событиями жизни, а их символическим отображением (элемент символдрамы). Происходит разрядка накопленного душевного напряжения. На фоне увеличения позитивного настроения субъект ощущает явную собранность, элемент бесстрашия и готовности к борьбе. Проводя аналогию с концепцией йоги, в которой рассматриваются пять основных состояний, или ступеней развития сознания (блуждающее, тупое, произвольно направленное, «собранное в точку», остановленное), данная методика позволяет сразу «прыгнуть» с первой на третью, а то и четвертую ступень [3].

На заметку. С учетом минимальных временных затрат такая психоэнергетическая практика превосходно подходит спортсменам, студентам в экзаменационный период, накануне серьезного разговора с начальством, да и вообще перед любой психологической битвой. Успехов вам, читатель!

Литература

  1. Кастанеда К. Магические пассы: Практическая мудрость шаманов древней Мексики / ​Пер. с англ. – ​М.: Изд-во КОР, 1998. – 334 с.
  2. www.koob.ru / Авторы: Русланов Д.В. / Здоровье физического тела. – ​Глава 6.
  3. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). – ​М.: Наука, ГРВЛ, 1992.

Тематичний номер «Неврологія, Психіатрія, Психотерапія» № 4 (55) 2020 р.

Номер: Тематичний номер «Неврологія, Психіатрія, Психотерапія» № 4 (55) 2020 р.