18 листопада, 2005
Когда нет денег на лекарства
Тридцатого октября Фонд Билла и Мелинды Гейтс пожертвовал 258 миллионов долларов на исследования методов борьбы с малярией. По сведениям Всемирной Организации Здравоохранения, от малярии ежегодно умирает около миллиона человек. Фонд супругов Гейтс также регулярно дает пожертвования благотворительной организации «One World Health», которая занята поиском лекарств, эффективных при заболеваниях, наиболее распространенных в беднейших странах мира.
Переносчиками малярии и многих других заболеваний являются комары, мухи, клещи и другие насекомые. Одной из таких болезней является черная лихорадка, или американский клещевой риккетсиоз, который почти всегда заканчивается смертельным исходом. Другой пример – слоновая болезнь, или элефантиаз: по данным ВОЗ, ею страдает около 120 миллионов человек. Речной слепотой (онхоцеркозом), которой заражаются при укусе черной мухи, ежегодно заболевает 18 миллионов. Все эти болезни распространены среди бедного населения стран Африки, Азии, западной части Тихого океана, Карибского бассейна и Южной Америки.
Большинство фармацевтических компаний не выпускает лекарств для людей, которые не имеют возможностей их приобрести. «Эти люди не представляют собой сегмент рынка, способный оправдать капиталовложения», – замечает исполнительный директор американского отделения организации «Врачи без границ» доктор Николас де Торренте.
Паразитарные заболевания привлекли внимание американской некоммерческой фармацевтической компании «One World Health», базирующейся в Сан-Франциско, штат Калифорния. Ее основатель и руководитель Виктория Хейл, ученый-фармаколог по профессии, решила поискать эффективные препараты для лечения этих болезней среди давно выпущенных лекарств, срок патентов на которые уже истек. И начала она с черной лихорадки. «При этой болезни человек умирает от множественных кровоизлияний, – говорит она. – Это ужасная смерть».
Применяя не защищенные патентом лекарства и пользуясь финансированием от Фонда Билла и Мелинды Гейтс, организаторы клинических испытаний в Индии сумели вылечить 94% от числа участников. Виктория Хейл, считает, что это замечательный успех, однако возникают другие трудности.
«При инфекционных заболеваниях проблема в том, что возбудитель изменяется, мутирует, приобретает устойчивость к препарату. Поэтому необходимо все время разрабатывать новые лекарства, но этого-то как раз и не происходит».
Фармацевтические компании хотят получать доходы. Правда, некоторые из них все же помогают бедным. Один из руководителей фирмы «Merck» Джерри Стурчио рассказывает, как сотрудники компании взяли широко распространенное лекарство, применяемое для лечения собак, и превратили его в эффективное средство от речной слепоты у людей: «Нам повезло, что мы нашли действенный и доступный метод лечения. Мы безвозмездно предоставили врачам около миллиарда таблеток».
Однако на борьбу с инфекционными болезнями, угрожающими девяноста процентам населения мира, выделяется не более 10% средств, ассигнуемых на нужды здравоохранения. Наибольшая часть денег идет на лечение болезней, характерных для жителей стран Запада: сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, а также импотенции.
«Я не думаю, что нужно полностью разрушать уже существующую колоссальную систему и создавать новую, – говорит Виктория Хейл. – Можно просто работать с тем, что уже есть. Тогда мы добьемся результатов». По крайней мере, начало этой работе уже положено.