31 серпня, 2015
Уровни маркеров оксидативного стресса в сыворотке крови и стекловидном теле у пациентов с диабетической ретинопатией
Диабетическая ретинопатия является одним из наиболее тяжелых осложнений сахарного диабета (СД), при котором происходит поражение сосудов сетчатки глаза. Нарушение функции сосудов сетчатки наблюдается у 90% пациентов с СД. В отсутствие специализированной помощи данная патология может привести к полной утрате зрения. Патогенез заболевания связан с окклюзией микрососудистого русла сетчатки вследствие целого ряда патологических реакций, вызванных нарушением углеводного, липидного, белкового и других видов обмена. Развитию диабетической ретинопатии может также способствовать нарушение системы антиоксидантной защиты у пациентов с СД. Главной целью данного исследования было определить корелляцию параметров оксидативного стресса в стекловидном теле и сыворотке крови у пациентов, у которых развилась пролиферативная диабетическая ретинопатия.
Методы. В исследовании изучались 2 группы пациентов, которым была выполнена витрэктомия: 37 участников с СД 2 типа и пролиферативной ретинопатией; 50 пациентов с недиабетическими нарушениями зрения. В стекловидном теле и сыворотке крови участников было проведено измерение фактора роста эндотелия сосудов (VEGF), продуктов окисления белков и маркеров оксидативного стресса (прямая гидропероксидация липидов (LPO), определены уровни малонового диальдегида (MDA), общей супероксиддисмутазы (SOD) и глутатиона). Изучалась корреляция этих параметров между собой, а также с возрастом, полом и сывороточным уровнем глюкозы.
Результаты. В стекловидном теле у пациентов с пролиферативной диабетической ретинопатией уровни VEGF, LPO, MDA были увеличены (p<0,05), а уровень SOD немного снижен (p<0,05) по сравнению с таковыми в группе участников с недиабетическими нарушениями зрения. Показатели глутатиона и продуктов окисления белков в стекловидном теле в обеих группах не отличались. Серологические уровни продуктов окисления белков, MDA и SOD были увеличены (p<0,05), а концентрация VEGF – несколько выше (p<0,05) у пациентов с диабетической ретинопатией, чем в контрольной группе. В обеих группах изменения не зависели от пола, за исключением более низких уровней MDA у мужчин в группе с недиабетическими нарушениями зрения. Возраст также не оказывал значительного влияния на изменение указанных параметров в стекловидном теле. Серологический уровень VEGF положительно коррелировал с повышением возраста пациентов, тогда как серологические уровни MDA и SOD – отрицательно. Среди указанных параметров в стекловидном теле и сыворотке крови было выявлено несколько корреляционных связей в группе диабетической ретинопатии, которые отсутствовали в контрольной группе. Наиболее выраженная корреляция наблюдалась между LPO в сыворотке крови и стекловидном теле, серологическим SOD и SOD в стекловидном теле, серологическими LPO и SOD, а также VEGF в стекловидном теле и серологическим SOD.
Выводы. Среди перечисленных маркеров оксидативного стресса SOD и LPO значительно коррелировали как в стекловидном теле, так и в сыворотке крови пациентов с пролиферативной диабетической ретинопатией по сравнению с соответствующими показателями у пациентов без метаболических нарушений. Таким образом, мониторинг уровней SOD и LPO может быть полезным инструментом при ведении пациентов с данной патологией, однако требуются дальнейшие исследования для оценки степени информативности данного подхода.
Brzovic-Saric V. et al. Levels of selected oxidative stress markers in the vitreous and serum of diabetic retinopathy patients. Mol Vis. 2015 Jun 12; 21: 649-664.