16 січня, 2018
Развитие сахарного диабета в меньшей степени связано с длительным приемом кандесартана, чем амлодипина
На 21-м конгрессе Азиатско-Тихоокеанского общества кардиологов (APSC) группа исследователей во главе с Jinliang Liu (Institute for Advancement of Clinical and Translational Science, Университетский госпиталь, Киото, Япония) было установлено, что у пациентов с артериальной гипертензией высокого риска блокатор ангиотензиновых рецепторов кандесартан и блокатор кальциевых каналов амлодипин одинаково эффективны в контроле артериального давления (АД) и снижении сердечно-сосудистых событий (ССС), однако кандесартан связан со значительным сокращением случаев развития сахарного диабета (СД).
Изначально целью проспективного рандомизированного CASE-J было сравнение влияния кандесартана и амлодипина на частоту развития ССС. Наблюдение длилось 3,5 года и охватило 4728 пациентов из японской популяции с артериальной гипертензией высокого риска. Результаты показали, что оба препарата оказывают аналогичное влияние на предотвращение сердечно-сосудистых катастроф, однако кандесартан ассоциируется с существенным снижением случаев впервые выявленного СД по сравнению с амлодипином.
Для того чтобы прояснить положительные эффекты двух препаратов, авторы провели расширенное исследование CASE-J Ex, в ходе которого пациенты наблюдались еще 3 года, достигая аналогичных результатов.
В связи с тем что данные нескольких работ позволили предполагать, что развитие СД связано с повышенной частотой ССС у пациентов с артериальной гипертензией, авторы продлили CASE-J Ex до 10 лет.
Ретроспективный обзор CASE-J 10 включил данные 1342 человек. Анализ результатов показал, что в первые 6 мес после начала приема двух препаратов у пациентов наблюдалось заметное снижение уровня АД, которое оставалось относительно стабильным на протяжении 10-летнего периода наблюдения.
В целом в течение периода наблюдения систолическое АД уменьшилось со 162,5 до 133,5 мм рт. ст. в группе кандесартана и со 163,2 до 134,5 мм рт. ст. в группе амлодипина, в то время как диастолическое АД снизилось с 91,6 до 71,0 мм рт. ст. при лечении кандесартаном и с 91,8 до 74,3 мм рт. ст. при приеме амлодипина.
Что касается кардиоваскулярных событий, то между двумя группами не было выявлено существенных различий. Для кандесартана 10-летняя частота ССС по Каплану-Мейеру (Kaplan-Meier) равнялась 14,7%, для амлодипина – 14,8%. Отношение рисков (ОР), согласно результатам многофакторного анализа, составило 0,9 (95% доверительный интервал, ДИ 0,82-1,19; р=0,703).
Тем не менее была отмечена значительная разница в показателях впервые выявленного СД. Так, в группе кандесартана 10-летний показатель Каплана-Мейера составил 4,7%, амлодипина – 6,4% (ОР 0,70; 95% ДИ 0,51-0,95; р=0,029).
В дальнейшем авторы планируют провести субанализы полученных данных.
J. Liu. Long-term effects of antihypertensive therapy on cardiovascular mortality, morbidity, and new-onset diabetes mellitus in Japanese high-risk hypertensive patients:10 years follow-up of the candesartan antihypertensive survival evaluation in Japan. Asian Pacific Society of Cardiology Congress: July 13, 2017. Singapore. Abstract 269.
Подготовила Марина Спондаренко