8 жовтня, 2018
Нейроинфекции, вызванные патогенными грибами
Распространенность грибковых инфекций (ГИ) ЦНС значительно повысилась в последние два десятилетия. Инвазия в ЦНС во многом зависит от иммунного статуса хозяина и вирулентности грибкового штамма. В отношении заболеваемости ГИ особенно уязвимы лица с ослабленным иммунитетом, а вовлечение ЦНС может привести к летальному исходу.
Методы. Всего в базах данных PubMed, Google Scholar и Кокрановского сотрудничества опубликовано 135 статей на тему грибковых нейроинфекций, большинство – в период с 2000 по 2018 год. В этом обзоре основное внимание уделяется современным знаниям в области эпидемиологии, клинической манифестации, диагностики и лечения определенных ГИ ЦНС.
Результаты. ГИ ЦНС могут иметь различные клинические проявления, главным образом менингит, энцефалит, гидроцефалию, церебральные абсцессы и инсульт. Этиологическими факторами нейроинфекций являются дрожжи (Cryptococcus neoformans, Candida spp., Trichosporon spp.), монилиазные штаммы (Aspergillus spp., Fusarium spp.), мукоромицеты (Mucor spp., Rhizopus spp.), диморфные (Blastomyces dermatitidis, Coccidioides spp., Histoplasma capsulatum) и феоидные (Cladophialophora bantiana, Exophiala dermatitidis) грибы.
Их отличает общий путь передачи – ингаляционный или имплантационный вследствие травмы / хирургических вмешательств с последующим гематогенным либо контактным распространением. Поскольку проявления ГИ ЦНС часто неспецифичны, их диагностика очень сложна.
Быстрая идентификация этиологического фактора нейроинфекции и применение соответствующей терапии имеют решающее значение для предотвращения летального исхода. Выбор эффективного лекарственного средства зависит от степени проникновения в ЦНС и спектра активности возбудителя. Фармацевтические препараты амфотерицина B (AmB) (среди прочих дезоксихолат-AmBd и липосомальный L-AmB) имеют относительно ограниченное распределение в СМЖ.
Вместе с тем они обнаруживаются в СМЖ в терапевтических концентрациях, что дает основания рекомендовать эти препараты для лечения криптококкового менингоэнцефалита (AmBd с флуцитозином), кандидоза (L-AmB) и мукоморцикоза (L-AmB) ЦНС.
Вориконазол, умеренно липофильная молекула с хорошим проникновением в ЦНС, рекомендуется в качестве первой линии терапии аспергиллеза ЦНС. Другие триазолы, такие как позаконазол и итраконазол, с незначительными концентрациями в СМЖ не считаются эффективными препаратами для лечения нейроинфекций ЦНС.
Однако клинические данные продемонстрировали, что новый триазол, исавуконазол, показал эффективность в лечении некоторых грибковых нейроинфекций. Эхинокандины с относительно низкими или неопределяемыми концентрациями в СМЖ не играют существенной роли в терапии ГИ ЦНС.
Выводы. Хотя число грибковых штаммов, вызывающих микоз ЦНС, увеличивается, только для некоторых из них имеются четко определенные стандарты лечения (например, криптококковый менингит и аспергиллез ЦНС). У пациентов с ГИ ЦНС ранняя диагностика с идентификацией этиологического фактора необходима для выбора эффективной терапии и снижения риска смерти.
Goralska K., Blaszkowska J., Dzikowiec M. Neuroinfections caused by fungi. Infection. 2018 May 21.
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 17 (438), веесень 2018 р.