10 липня, 2019
Усиление акцента на проблеме игрового расстройства
Проведенное недавно исследование показало, что в 2018 г. примерно 1,82 млн мужчин в возрасте ≥20 лет были интернет-зависимыми, что почти в 3 раза больше, чем в 2013 г. По результатам этого же исследования 1,3 млн женщин являются интернет-зависимыми по сравнению с 0,5 млн в 2013 г. По результатам недавнего обзора литературы Cross-sectional and longitudinal epidemiological studies of internet gaming disorder, распространенность данного расстройства в охваченных обзором выборках варьировала в пределах от 0,7 до 27,5%.
«Обзор показал, что уровень распространенности этого расстройства практически не зависит от географического региона», – отмечает Владимир Позняк, специалист Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области употребления психоактивных веществ и аддиктивного поведения, и приводит несколько работ, по результатам которых частота указанного феномена в Европе и Северной Америке колеблется от 1 до 10%.
В 2018 г. в Швейцарии был опубликован доклад, подготовленный по поручению Федерального бюро общественного здравоохранения, согласно которому около 1% населения страны (примерно 70 тыс. человек) являются проблемными пользователями Интернета.
Игровую зависимость лечить в какой-то степени сложнее, чем алкогольную или наркотическую, поскольку Интернет вездесущ. Другая проблема связана с тем, как устроены сами игры.
Методы лечения людей с интернет-игровым расстройством обычно нацелены на то, чтобы помочь пациентам признать свою зависимость и вернуть их к реальной жизни. Используется когнитивно-поведенческая терапия в сочетании с программами по развитию социальных навыков и повышению уровней физической активности. Также применяется психотерапия, способствующая восстановлению у пациентов прежних связей с собственным внутренним миром, целями жизни и социальным окружением.
Для содействия решению этой проблемы ВОЗ инициировала четырехлетний консультативный процесс в целях изучения последствий интернет-игр для здоровья и установления четких рамок понятия «игровое расстройство». Классификация, разработанная в ходе этих консультаций, была включена в обновленную Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ‑11), которая является стандартом диагностической классификации, используемым специалистами здравоохранения, начиная от администраторов больниц и заканчивая лечащим персоналом и исследователями. Согласно МКБ‑11, диагноз «игровое расстройство» устанавливается лицам, которые в течение не менее 12 мес не контролируют свое игровое поведение, ставят игры выше других интересов и видов деятельности и продолжают играть, несмотря на негативные последствия.
Решение о создании новой диагностической категории и включении ее в МКБ‑11 было одобрено психологами и психиатрами во всем мире, в том числе экспертами Королевской коллегии психиатров Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и пятидесятого отдела Американской ассоциации психологов (ААП), специализирующегося на психологии зависимости.
Однако не все остались довольны этим решением. Ассоциации игровой индустрии, некоторые специалисты в области психического здоровья утверждают, что с учетом имеющихся на сегодня знаний о воздействии интернет-игр на человека включение данной категории в МКБ‑11 является преждевременным и может приводить к гипердиагностике, а также к панике в отношении интернет-игр и стигматизации геймеров.
Критики, выдвигающие эти аргументы, ссылаются на решение ААП о включении интернет-игрового расстройства в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 2013 года (ДСР‑5) в качестве «состояния, требующего дальнейшего изучения». Подобное определение означает, что эта диагностическая категория может быть признана действительной только после дополнительных научных исследований.
Владимир Позняк отмечает, что включение игрового расстройства в МКБ‑11 было основано на заключениях экспертов из более чем 20 стран, а также на фактических данных, свидетельствующих о возрастающем спросе на лечение состояний, вызванных интернет-играми. К опасениям в отношении гипердиагностики и стигматизации он относится скептически: «Включение игрового расстройства в МКБ‑11 будет способствовать надлежащей диагностике и лечению, а также мониторингу, наблюдению и проведению исследований, необходимых для получения четкого представления о распространенности и воздействии этого состояния». В настоящее время ВОЗ и партнеры разрабатывают основанное на фактических данных скрининговое и диагностическое интервью для содействия лечащему персоналу.
По словам Чарлза О’Брайана, профессора психиатрии Пенсильванского университета и председателя комитета ААП, постановившего включить интернет-игровое расстройство в ДСР‑5 в качестве «состояния, требующего дальнейшего изучения», классификация в настоящее время пересматривается. Также экспертами ВОЗ было принято решение о публикации руководства по физической активности детей в возрасте до 5 лет. Согласно этим рекомендациям, на протяжении первого года жизни дети не должны допускаться к экрану монитора, на протяжении второго года жизни время, проведенное у экрана монитора, должно быть крайне незначительным, а в возрасте от 2 до 4 лет – составлять не более одного часа в день.
Официальный сайт ВОЗ: www.who.int
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 11 (456), червень 2019 р.