Влияние терапии метформином и моксонидином на показатели углеводного и липидного обмена у больных сахарным диабетом 2 типа с артериальной гипертензией

27.03.2015

Сахарный диабет (СД) является одной из ведущих медико-социальных проблем современного общества. В последние годы практически во всех странах мира отмечается неуклонный рост заболеваемости и распространенности СД, что позволяет утверждать о появлении новой эпидемии неинфекционного характера – эпидемии диабета. 

Б.Н. МаньковскийВ 2000 г. в мире насчитывалось более 155 млн человек, страдающих сахарным диабетом; по эпидемиологическим прогнозам, к 2010 г. количество больных составит 221 млн, а к 2025 г. – 330 млн [1, 2]. Большинство больных (90-95%) страдает СД 2 типа, в основе развития которого лежат генетическая предрасположенность, ожирение и малоподвижный образ жизни. Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смерти пациентов с СД 2 типа. Так, сердечно-сосудистая патология у больных, страдающих СД 2 типа, приводит к смерти в 65-75% случаев [2]. 
Известно, что у больных СД чаще, чем в общей популяции, встречаются такие общепризнанные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, как артериальная гипертензия (АГ), дислипидемия, ожирение.
В последние годы получила развитие концепция метаболического синдрома, или синдрома Х [5, 6]. Предполагается, что СД 2 типа (или нарушение толерантности к глюкозе, ранее именуемое как латентный СД) является одной из составных частей этого синдрома, который также включает такие клинико-биохимические феномены: инсулинорезистентность и гиперинсулинемию, АГ, ожирение (по абдоминальному типу), дислипидемию (характеризующуюся прежде всего повышением уровня триглицеридов, липопротеидов очень низкой плотности и снижением содержания липопротеидов высокой плотности), эндотелиальную дисфункцию, прокоагуляционные сдвиги крови, микроальбуминурию и повышение содержания мочевой кислоты в крови. Основные симптомы метаболического синдрома проявляются задолго (многие годы) до развития нарушения толерантности к глюкозе и клинически выраженного СД. 
АГ не только значительно чаще отмечается у больных СД по сравнению с общей популяцией, но и представляет собой один из ведущих патогенетических факторов развития и прогрессирования сердечно-сосудистых осложнений заболевания. В последнее время в результате проведенных крупных клинико-эпидемиологических проспективных исследований была убедительно доказана возможность снижения риска развития и прогрессирования этих осложнений путем интенсивного контроля и коррекции АГ у пациентов с СД [3, 4]. 
Таким образом, частая встречаемость у больных СД сочетания нескольких факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний обусловливает необходимость использования комплексного подхода к предупреждению этих заболеваний.
При выборе методов терапии артериальной гипертензии у больных СД следует учитывать все аспекты фармакологического действия используемых препаратов. Так, наряду со стандартными требованиями эффективности и переносимости, предъявляемыми к антигипертензивным препаратам, имеются определенные специфические требования, которым должны соответствовать препараты этой группы при их назначении больным, страдающим СД. Это отсутствие отрицательного воздействия и по возможности наличие положительного влияния на показатели гликемии, липидного обмена, чувствительность тканей к инсулину. 
Одной из групп препаратов, назначаемых для снижения артериального давления у пациентов с СД 2 типа и метаболическим синдромом, являются агонисты имидазолиновых рецепторов, которые оказывают положительное воздействие на чувствительность тканей к инсулину, уменьшая выраженность инсулинорезистентности, а также снижая активность симпатической нервной системы.
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния терапии антигипертензивным препаратом – агонистом имидазолиновых рецепторов моксонидином – как в качестве монотерапии, так и в сочетании с сахароснижающим препаратом метформином на показатели углеводного и липидного обмена у больных СД 2 типа с АГ. 

Материалы и методы
Нами было проведено открытое контролируемое исследование в параллельных группах. Больные СД 2 типа с АГ были разделены на 2 группы по 15 человек. Возраст включенных в исследование пациентов составлял от 30 до 60 лет; длительность течения СД – 9,33±0,92 года. 
Критерии включения пациентов в исследование: 
– СД 2 типа с другими проявлениями метаболического синдрома; АГ;
– показатели АД выше целевых; 
– отсутствие антигипертензивной терапии или стабильная антигипертензивная терапия в течение последних 3 мес;
– отсутствие антигипергликемической терапии или стабильная антигипергликемическая терапия (исключая препараты метформина и тиазолидиндионы) в течение последних 3 мес.
Критериями исключения из исследования были неконтролируемая АГ (АД >180/100 мм рт. ст.), инсулинотерапия, психические заболевания, отсутствие комплайенса у пациента, синдром слабости синусового узла или синоатриальная блокада, брадикардия (<50 уд/мин в состоянии покоя), AV-блокада II, III степени, тяжелое нарушение функции почек (скорость клубочковой фильтрации <30 мл/мин, концентрация креатинина сыворотки >160 мкмоль/л), ангионевротический отек в анамнезе, тяжелая аритмия, застойная сердечная недостаточность IV степени по классификации NYHA, тяжелые заболевания печени с повышением активности печеночных ферментов в 3 раза выше верхних пределов нормы, беременность и период лактации, лактатацидоз в анамнезе, возраст до 16 лет.
Пациенты первой группы получали агонист имидазолиновых рецепторов моксонидин (Моксогамма®, «Верваг Фарма», Германия), больным второй группы назначали этот препарат в комбинации с сахароснижающим лекарственным препаратом метформином (Метфогамма®, «Верваг Фарма», Германия). 
Дозы назначаемых препаратов составили 0,2 мг/сут (3 пациента в первой группе и 6 – во второй) и 0,4 мг/сут однократно (12 и 9 пациентов в первой и второй группах соответственно) препарата Моксогамма® самостоятельно или в комбинации с препаратом Метфогамма® в дозе 2000 мг/сут, разделенной на 2 приема. Длительность терапии составила 12 нед. Лечение исследуемыми препаратами проводилось как в режиме монотерапии, так и в сочетании с назначенными ранее стабильными дозами антигипертензивных препаратов, прием которых не позволял достичь целевых значений артериального давления. В течение проведения исследования пациентам не проводились изменения дозы и схемы сахароснижающей терапии. 
До и после завершения лечения всем пациентам проводилось определение показателей углеводного и липидного обмена с использованием следующих методик: 
· содержание общего холестерина, триглицеридов, холестерина липопротеидов высокой плотности в плазме крови определяли ферментативным методом [7];
· cодержание холестерина липопротеидов низкой плотности рассчитывали по формуле W.T. Friedewald [8];
· уровень гликемии определяли стандартным глюкозооксидазным методом;
· для оценки компенсации углеводного обмена определяли содержание гликозилированного гемоглобина в крови, отражающего средние показатели гликемии в течение 3 мес, предшествующих обследованию;
· забор крови для последующего анализа проводили утром в состоянии натощак.

Результаты и обсуждение
В группе пациентов с СД 2 типа, которым назначали лечение препаратом Моксогамма® в качестве монотерапии, было отмечено некоторое снижение индекса массы тела, не достигшее статистической значимости, – 34,3±1,39 и 32,6±1,26 кг/м2 (p>0,05). Под влиянием проведенной терапии было достигнуто достоверное снижение показателей систолического артериального давления – с 141,66±1,91 до 129,06±2,35 мм рт. ст. (p<0,05), в то время как уровень диастолического артериального давления, которое исходно не было повышено, не изменялся – 77,66±1,45 и 76,0±1,17 мм рт. ст. (p>0,05). Частота сердечных сокращений также достоверно не изменилась – 72,2±2,01 и 70,2±1,9 уд/мин до и после лечения соответственно. 
Монотерапия препаратом Моксогамма® не приводила к изменению показателей углеводного обмена. Показатели гликемии натощак составили 9,45±0,63 и 9,14±0,65 ммоль/л, а через 2 ч после приема пищи – 12,03±0,57 и 11,52±0,56 ммоль/л; уровень гликозилированного гемоглобина – 9,49±0,48 и 8,68±0,54% до начала и после лечения соответственно (p>0,05 для всех сравнений).
Под влиянием терапии отмечены положительные изменения со стороны показателей липидного обмена. Так, содержание в плазме крови антиатерогенного холестерина липопротеидов высокой плотности возросло с 1,13±0,08 до 1,31±0,07 ммоль/л (p<0,05). В то же время не наблюдалось достоверных различий в содержании холестерина липопротеидов низкой плотности и триглицеридов в плазме крови до и после лечения.
Терапия препаратом Моксогамма® способствовала уменьшению содержания фибриногена в крови – с 449,03±9,33 до 399,0±13,2 мг/дл (p<0,05), что может свидетельствовать об определенном положительном воздействии препарата на протромботическую активность крови. 
Во второй группе больных СД 2 типа с АГ, которым назначалась сочетанная терапия препаратами Моксогамма® и Метфогамма®, были получены такие изменения исследуемых клинико-лабораторных параметров: индекс массы тела уменьшился с 31,31±1,31 до 28,4±1,26 кг/м2 (p<0,05), что можно объяснить влиянием метформина, который в ряде случаев способствует снижению массы тела больных; систолическое артериальное давление под воздействием назначенного лечения снизилось с 148,06±2,88 до 136,0±3,09 мм рт. ст. (p<0,05), а диастолическое давление достоверно не изменилось – 78,43±1,56 и 76,56±1,84 мм рт. ст. (p>0,05) до и после лечения соответственно; как и при самостоятельном назначении препарата Моксогамма®, частота сердечных сокращений не изменялась; комбинированная терапия приводила к снижению показателей гликемии как натощак – до 11,2±0,67 и 8,61±0,54 ммоль/л, так и через 2 ч после приема пищи – до 13,39±0,48 и 10,56±0,34 ммоль/л, а также гликозилированного гемоглобина – до 9,7±0,29 и 8,6±0,23% до и после лечения соответственно (p<0,05 для всех сравнений). По всей видимости, выявленное положительное воздействие комбинированной терапии на содержание глюкозы в крови обусловлено сахароснижающим действием препарата Метфогамма®
Под влиянием комбинированной терапии было отмечено еще более выраженное по сравнению с самостоятельным назначением препарата Моксогамма® положительное воздействие на содержание холестерина липопротеидов высокой плотности в плазме крови, которое увеличилось с 1,06±0,06 до 1,51±0,83 ммоль/л (p<0,05). Достоверных изменений содержания холестерина липопротеидов низкой плотности и триглицеридов в плазме крови под влиянием комбинированной терапии не наблюдалось. В то же время выявлено более выраженное по сравнению с монотерапией препаратом Моксогамма® снижение содержания фибриногена в крови. Так, уровень фибриногена в крови до и после указанной комбинированной терапии составил 439,15±15,46 и 371,68±15,4 мг/дл соответственно (p<0,05).

Выводы
· Антигипертензивный препарат Моксогамма® положительно влияет на ряд проявлений метаболического синдрома: показатели систолического артериального давления, содержание фибриногена и холестерина липопротеидов высокой плотности в крови. 
· Сочетанное назначение препарата Моксогамма® вместе с сахароснижающим препаратом Метфогамма® позволяет наряду с отмеченными положительными эффектами достичь снижения показателей гликемии у пациентов с СД 2 типа.
· Полученные данные позволяют рекомендовать использование препарата Моксогамма® в лечении АГ у больных, страдающих СД 2 типа, в том числе и в сочетании с сахароснижающей терапией с помощью препарата Метфогамма®.

Литература
1. Ефимов А.С., Скробонская Н.А. // Клиническая диабетология. – Киев: Здоровье, 1998. – 320 с..
2. Zimmet P., Alberti K., Shaw J. Global and social implications of the diabetic epidemic // Nature. – 2001. – 414. – P. 782-787.
3. Adler A.I., Stratton I.M., Neil H.A.W., on behalf of the UK Prospective Diabetes Study Group. Association of systolic blood pressure with macrovascular and microvascular complications of type 2 diabetes (UKPDS 36): prospective observational study // BMJ. – 2000. – Vol. 321. – P. 412-419.
4. Сіренко Ю.М., Маньковський Б.М. Артеріальні гіпертензії при ендокринних захворюваннях. – Київ: Четверта хвиля, 2004, 173 с. 
5. Reaven G.M. Role of insulin resistance in human disease // Diabetes. – 1988. – Vol. 37. – P. 1595-1607.
6. Reaven G.M. Pathophysiology of insulin resistance in human disease // Physiol Rev. – 1995. – Vol. 75. – P. 473-486.
7. Rifai N., Warnick G.R. Methods for clinical laboratory measurements of lipid and lipoprotein risk factors // Washington DC, AACC Press, 1991.
8. Friedewald W.T., Levy R.I., Fredrickson D.S. Estimation of the concentration of low density lipoprotein cholesterol in plasma, without use of the preparative ultracentrifuge // Clin. Chem. – 1972. – Vol. 18. – P. 499-502.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

18.04.2024 Пульмонологія та оториноларингологія Терапія та сімейна медицина Програма «Доступні ліки» в Україні

Реімбурсація – ​це повне або часткове відшкодування аптечним закладам вартості лікарських засобів або медичних виробів, що були відпущені пацієнту на підставі рецепта, за рахунок коштів програми державних гарантій медичного обслуговування населення. Серед громадськості програма реімбурсації відома як програма «Доступні ліки». Вона робить для українців лікування хронічних захворювань доступнішим....

18.04.2024 Алергія та імунологія Пульмонологія та оториноларингологія Ефективність і безпека підвищення дозування антигістамінних препаратів ІІ покоління в лікуванні неконтрольованої хронічної спонтанної кропив’янки

Хронічна кропив’янка (ХК) – ​це патологія, яка характеризується рецидивними нестійкими висипаннями з/без ангіоневротичного набряку, які виникають мало не щодня впродовж більш як 6 тиж [1]. Розрізняють два варіанти ХК – ​хронічна індукована кропив’янка (ХІК), або фізична кропив’янка, зумовлена певними фізичними подразниками, такими як тиск, тепло або холод, і більш поширена хронічна спонтанна кропив’янка (ХСК), яка розвивається у 80-90% випадків і характеризується відсутністю відомих екзогенних чинників і причин [2]. На це захворювання страждає від 0,5 до 1% населення світу, переважно особи жіночої статі [3]. Повторні симптоми часто призводять до порушень сну та чинять виражений негативний вплив на якість життя (QoL) [4]. ...

18.04.2024 Гастроентерологія Можливості терапевтичної корекції метаболічноасоційованої жирової хвороби печінки: фокус на комбінацію адеметіоніну та глутатіону

Метаболічноасоційована жирова хвороба печінки (МАЖХП) є однією з найактуальніших проблем сучасної гепатології та внутрішньої медицини в цілому. Стрімке зростання поширеності ожиріння та цукрового діабету (ЦД) 2 типу в популяції призвело до істотного збільшення кількості хворих на МАЖХП, яка охоплює спектр патологічних станів від неускладненого стеатозу до алкогольної хвороби печінки та цирозу, що розвиваються на тлі надлишкового нагромадження ліпідів у гепатоцитах. ...

18.04.2024 Гастроентерологія Маастрихтський консенсус VI щодо лікування інфекції Helicobacter pylori: фокус на стандартну потрійну терапію

Інфекція Helicobacter pylori (H. pylori) офіційно визнана інфекційним захворюванням і включена до Міжнародної класифікації хвороб (МКХ) 11-го перегляду, тому рекомендовано лікувати всіх інфікованих пацієнтів. Проте, зважаючи на широкий спектр клінічних проявів, пов’язаних із гастритом, викликаним H. pylori, лишаються специфічні проблеми, які потребують регулярного перегляду для оптимізації лікування. ...