27 березня, 2015
Коррекция когнитивных и эмоциональных нарушений при хронической цереброваскулярной патологии
Клинический опыт применения препарата Оксибрал
Проблемы, связанные с хронической цереброваскулярной патологией, – неотъемлемая часть обсуждений всех научных неврологических форумов. Качество жизни пациентов с хроническими цереброваскулярными заболеваниями, снижение их трудовых, социальных и адаптационных возможностей вызывают сегодня не меньшее беспокойство, чем проблемы пациентов с острой цереброваскулярной патологией. Поиски путей снижения риска возникновения таких заболеваний, эффективных методов лечения уже развившейся патологии, повышения качества жизни пациентов и их близких – задачи, которые сегодня решают неврологи.
В этих направлениях достигнуты определенные успехи: установлены факторы риска возникновения этих заболеваний, разработаны новые эффективные препараты, позволяющие предотвращать многочисленные расстройства, наблюдающиеся при хронической цереброваскулярной патологии. Очень важно, что при рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями функций головного мозга, все чаще в последнее время применяется мультидисциплинарный подход. К решению проблемы подключились не только психиатры, но также кардиологи и эндокринологи. Не случайно среди факторов риска развития хронической цереброваскулярной патологии названы артериальная гипертензия, атеросклероз и другие заболевания. Благодаря такому подходу
для профилактики возникновения и прогрессирования хронических цереброваскулярных заболеваний
на международном уровне разработаны руководства и клинические рекомендации.
Гипертензивная энцефалопатия и хроническая ишемия мозга – синдромы, клинические проявления которых могут варьировать от легких неврозоподобных нарушений до выраженного неврологического дефекта или деменции. Таким образом, когнитивные и эмоциональные расстройства – неизменные спутники гипертензивной энцефалопатии и хронической ишемии мозга, которые в нашей стране принято объединять под общим термином «дисциркуляторная энцефалопатия» (ДЭ).
Методам профилактики и борьбы с этими расстройствами была посвящена тематическая секция в рамках
X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы неврологии»
(23-26 апреля, г. Судак, АР Крым).
С докладом о методах коррекции эмоциональных и когнитивных нарушений при ДЭ выступила на симпозиуме
доктор медицинских наук, профессор Наталья Александровна Марута (Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, г. Харьков).
– Медико-социальная значимость проблемы цереброваскулярных заболеваний очень велика. Цереброваскулярная патология занимает 40% в структуре всех заболеваний мозга и 14% – в структуре общей смертности. По данным главного невролога МЗ Украины Т.С. Мищенко, в Украине сегодня не менее 3 млн человек страдают цереброваскулярными заболеваниями различной степени тяжести. При этом 40% из них относятся к лицам трудоспособного возраста.
За последние 10 лет темпы роста распространенности различных форм хронических сосудистых заболеваний мозга увеличились в 2 раза. Сегодня проводится огромное количество исследований, посвященных проблемам деменции, когнитивных и эмоциональных расстройств при хронической цереброваскулярной патологии.
Специалистами Института неврологии, психиатрии и наркологии было проведено исследование с применением методологического подхода, направленного на изучение когнитивных и эмоциональных нарушений при ДЭ. В ходе исследования пациенты распределялись на две группы в зависимости от стадии ДЭ (табл. 1). Как видно из таблицы, в первой группе (I стадия ДЭ) преобладали пациенты 30-39 лет, тогда как большинство пациентов второй группы (II стадия ДЭ) принадлежали к более старшим возрастным категориям.
Все жалобы и симптомы, выявленные у пациентов, были объединены в следующие блоки:
– церебральные и неврологические нарушения;
– эмоциональные расстройства;
– когнитивные нарушения.
Особого внимания заслуживает тот факт, что у пациентов с I стадией ДЭ, помимо обычных симптомов, свойственных и пациентам со II стадией (головная боль, снижение работоспособности т. д.), в 67% случаев наблюдались тревожные состояния (табл. 2). Тщательный анализ с целью ответа на вопрос о причинах частого возникновения тревожно-депрессивных состояний у таких пациентов показал, что, кроме компонента объективной тревоги и депрессии, существует компонент реакции личности на болезнь. Именно больным трудоспособного возраста, каковыми и являлись пациенты I группы, свойственен тревожно-депрессивный тип реагирования на возникновение церебрального дефицита.
У больных ДЭ II стадии тревога была выражена меньше. В этой группе преобладали жалобы цереброваскулярного характера: головная боль, шум и звон в ушах. Однако снижение настроения наблюдалось очень часто – в 83% случаев.
Объективные неврологические симптомы были представлены широким спектром симптоматики, связанной с патологией черепно-мозговых нервов (глазодвигательные нарушения, расстройства речи и т.п.). Наблюдалась гиперрефлексия, нарушение поверхностной чувствительности.
Основные неврологические синдромы в исследовании у пациентов с ДЭ I и II стадий представлены на рисунке 1.
При анализе психопатологических синдромов обращает на себя внимание наличие практически у всех пациентов с ДЭ II стадии астенического синдрома, который также наблюдается и у 50% пациентов с ДЭ I стадии (рис. 2).
Исследование показало наличие эмоциональных нарушений различной степени тяжести у всех пациентов с ДЭ. Выраженность этих нарушений и тяжесть тревожно-депрессивной симптоматики определялись прежде всего структурой личности пациента и его реакцией на заболевание.
В исследовании большое внимание было уделено изучению личностной тревожности больных ДЭ, уровень которой у всех пациентов был охарактеризован как высокий. Это означает, что больные ДЭ склонны воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие.
Существуют различные мнения по поводу причин, когда уровень личностной тревожности превышает уровень реактивной тревожности. Обусловлено ли развитие этой патологии определенным складом личности или же мы наблюдаем реакцию на возникновение патологии – дискуссии по этому поводу еще ведутся.
Уровень депрессии у пациентов, включенных в исследование, был оценен по шкале Гамильтона как средний. Выявлен 1-й уровень астении у больных ДЭ I стадии и 2-й – с ДЭ II стадии.
При проведении тестов пациенты продемонстрировали низкий объем памяти и отсроченного воспроизведения. Особенно низкие показатели отмечены у пациентов с ДЭ II стадии. У этой же группы больных более выраженными оказались снижение концентрации внимания и быстроразвивающееся утомление (использовалась таблица Шульте).
Оценка умственной работоспособности по Э. Креппелину выявила низкую работоспособность больных ДЭ I и II стадии. Интересно, что параллельное изучение мотивации у этих больных показало наличие психологической установки не на скорость, а на качество выполнения задания.
В схему лечения пациентов с ДЭ был включен препарат Оксибрал, основу которого составляет природный алкалоид барвинка малого. Пациентам обеих групп препарат назначали в течение трех месяцев по 1 капсуле 2 раза в день
В процессе лечения отмечено снижение выраженности неврологических и психопатологических нарушений у пациентов I и II групп. Примечательно, что достоверное снижение выраженности абсолютно всех имевшихся неврологических симптомов наблюдалось у пациентов с ДЭ II стадии, тогда как у пациентов с ДЭ I стадии наиболее отчетливо снижались проявления вегетативно-сосудистой дистонии и цефалгического синдрома.
Регресс астенической симптоматики и депрессивных проявлений отмечался у всех пациентов, участвовавших в исследовании без достоверных различий между группами.
Что касается личностной тревожности, то можно говорить об усилении адекватности в реакции личности на заболевание, что было подтверждено результатами теста Спилбергера. Безусловно, лекарственное средство не способно изменить структуру личности, но устранение церебральных и астенических симптомов с последующим улучшением состояния пациентов играет большую роль в изменении отношения к заболеванию.
В исследовании наблюдалась положительная динамика в части объема памяти и умственной работоспособности пациентов. Здесь также следует отметить значительные изменения у пациентов с ДЭ II стадии. Применение теста Ильина продемонстрировало улучшения показателей психомоторики в обеих группах больных.
Принципиально важно, что показатели качества жизни улучшились не только по оценке самих пациентов, но и по оценке их родственников и лечащих врачей.
Выраженные положительные эффекты при лечении больных ДЭ с применением Оксибрала объясняются способностью препарата обеспечивать сразу несколько важнейших эффектов:
· нейромедиаторный;
· сосудистый;
· антиоксидантный.
Селективное регулирующее воздействие на сосуды мозга, стабилизация их тонуса приводят к улучшению мозгового кровообращения и тем клиническим эффектам, которые наблюдались в исследовании у пациентов с ДЭ I и II стадии.
Улучшение памяти и когнитивных функций при использовании Оксибрала объясняется его воздействием на ядро, расположенное в ретикулярной формации мозга, – голубое пятно (locus coeruleus). В результате влияния Оксибрала на голубое пятно активизируется процесс норадренергической передачи из этого ядра к вышерасположенным структурам мозга.
Кроме того, вследствие взаимосвязи норадренергической и серотонинергической систем опосредованно реализуется мягкий антидепрессивный эффект, что и приводит к снижению выраженности тревожно-депрессивных нарушений у больных с ДЭ.
Таким образом, применение Оксибрала при ДЭ I-II стадий улучшает качество жизни пациентов, снижая выраженность проявлений неврологических и психопатологических синдромов.
Применение одного препарата с комплексным многосторонним действием позволяет избежать неоправданной полипрагмазии. Поэтому Оксибрал обладает существенными преимуществами в плане экономической доступности лечения.
Наша справка
Применение препарата Оксибрал показано при следующих состояниях:
• снижении памяти
• нарушении концентрации внимания
• диабетической ангиопатии
• атеросклеротическом поражении сосудов головного мозга
• состоянии после черепно-мозговых травм и острого нарушения мозгового кровообращения
• нарушении слуха и зрения сосудистого генеза
• гипертензивной энцефалопатии
• психоэмоциональных нарушениях
Подготовила Наталья Очеретяная