27 березня, 2015
Кишечный иерсиниоз: особенности течения, диагностика, принципы лечения
Выявление, диагностика и лечение иерсиниозов, безусловно, является серьезной проблемой прежде всего
для врачей-инфекционистов, эпидемиологов, микробиологов. Однако полиморфизм клинической симптоматики, неспецифичность, нередко стертая картина начальных проявлений, сходство клиники с другими заболеваниями кишечника (воспалительной, инфекционной, опухолевой природы), вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, преимущественная спорадичность возникновения болезни, возможность хронизации приводят к тому, что, будучи изначально инфекционными, иерсиниоз и псевдотуберкулез остаются нераспознанными, скрываясь под маской различных заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, соединительной ткани, нервной системы, кожи и др.
Это должно быть хорошо известно интернистам, гастроэнтерологам, терапевтам еще и потому, что из-за наличия амбулаторных форм кишечного иерсиниоза (КИ) врачи именно этих профессий осуществляют не только первичный, но и последующие медицинские осмотры. С предполагаемым соматическим диагнозом больных госпитализируют в терапевтические отделения для обследования, что может привести к возникновению внутрибольничного инфицирования.
В гастроэнтерологические отделения попадают главным образом больные с желудочно-кишечной формой иерсиниоза, преимущественно с иерсиниозными илеитами. По свидетельству А.И. Парфенова (2006 г.), хронический иерсиниозный илеит среди госпитализированных больных встречается в 4 раза чаще, чем гранулематозный (болезнь Крона).
Эпидемиология
Иерсиниоз широко распространен во многих странах, в различных климатических зонах. Причиной заболевания являются полиморфные грамотрицательные палочки семейства Enterobacteriaceae – Yersinia enterocolitica и Yersinia pseudotuberculosis. Основной резервуар возбудителя – мелкие грызуны, свиньи и другие домашние и дикие животные. Они обсеменяют почву, воду, продукты.
В организм человека иерсинии попадают алиментарным, фекально-оральным путем, при внедрении бактерий непосредственно в кожу, иногда при переливании инфицированной крови.
Обладая наибольшей тропностью к органам, богатым лимфоидными элементами и фиксированными макрофагами (лимфатические узлы, печень, селезенка), иерсинии могут там длительно персистировать, вызывая повторные волны заболевания или обусловливая переход процесса в хронический.
Факторами передачи Y. еnterocolitica чаще всего бывают зараженные мясные продукты, молоко, овощи, вода; Y. pseudotuberculosis – овощные и молочные продукты, не прошедшие термическую обработку. Употребление воды из инфицированных открытых водоемов может явиться причиной заражения обеими инфекциями.
Иерсинии способны длительно существовать при температуре +4-8
оС и размножаться в пищевых продуктах. Некоторые штаммы бактерий способны выдерживать температурные режимы пастеризации, но при кипячении все штаммы иерсиний погибают через несколько секунд. Они также чувствительны к действию обычных дезинфицирующих средств.
Для иерсиниозов характерен сезонный подъем заболеваемости: в ноябре отмечается пик заражения Y. enterocolitica, в марте-мае – инфицирования Y. pseudotuberculosis. В некоторых регионах наблюдается два сезонных подъема заболеваемости – осенью и весной.
Иерсиниозы встречаются преимущественно в виде спорадических случаев, но могут отмечаться и эпидемические вспышки.
Заболеванию подвержены люди всех возрастов; мужчины предрасположены к нему несколько больше, чем женщины. Иерсиниоз характеризуется первичным поражением кишечника, склонностью к генерализованному течению и системным проявлением.
Патогенез и клиника
При попадании в кишечник иерсинии внедряются в лимфоидные образования кишки, регионарные лимфатические узлы брыжейки и вызывают воспалительный процесс – терминальный илеит, мезаденит. В процесс могут вовлекаться слепая кишка и аппендикс.
Бактериально-токсическое поражение многих органов и систем наблюдается при прохождении иерсиниями лимфатического барьера кишечника: возникает бактериемия, развиваются генерализованные формы заболевания, возможно развитие полилимфаденита, полиартрита, миозита, нефрита, уретрита, менингита и др.
Инкубационный период при заражении Y. enterocolitica длится 1-7 дней, а Y. pseudotuberculosis – 3-21 день.
У большинства пациентов (60%) заболевание начинается остро с повышения температуры, появления болей в животе, диареи, нередко с примесью крови и слизи.
Частота стула, как правило, 3-5 раз в сутки, но у некоторых пациентов может достигать 15 и более. Боли в животе бывают довольно выраженными, у части больных сопровождаются высокой температурой. Со временем частота стула уменьшается, снижается температура тела, уменьшаются или исчезают боли. В среднем диарея длится 2 нед, но продолжительность ее весьма вариабельна – от одних суток до нескольких месяцев.
Гастроинтестинальная форма иерсиниоза с поражением подвздошной и слепой кишки – наиболее частый и типичный вариант заболевания (встречается в 55-75% случаев). Могут развиваться осложнения: кишечные кровотечения, изъязвления слизистой оболочки, некроз и перфорация тонкой или толстой кишки, перитонит (чаще ограниченный, реже разлитой), восходящий холангит, тромбоз брыжеечных вен, дивертикулит, токсический мегаколон, илеоцекальная инвагинация, спаечный процесс, явления кишечной непроходимости, которые впоследствии могут стать причиной смерти больного.
Возможно бессимптомное течение желудочно-кишечной формы иерсиниоза; иногда единственным клиническим проявлением гастроинтестинального иерсиниоза является диарея. В 30-40% случаев субклинические формы КИ протекают без диареи.
Манифестные формы могут иметь легкое, среднетяжелое и тяжелое течение, протекать с осложнениями и рецидивами.
Продолжительность манифестных форм иерсиниоза составляет 1,5 мес. Однако может встречаться затяжное течение болезни (1,5-3 мес) и в редких случаях – хроническое (более 3-6 мес). Развитие хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, соединительной ткани, обусловленных перенесенным кишечным иерсиниозом, расценивается как клиника последствий иерсиниоза (резидуальная фаза).
Затяжной иерсиниоз (ЗИ) протекает с чередованием периодов обострений (1-3 раза в год) и ремиссий. По данным литературы, ЗИ формируется после острого у 5-18% больных иерсиниозом, чаще всего он проявляется гастроинтестинальной и абдоминальной (мезаденит, аппендицит) формами, а также реактивным полиартритом, длительной лихорадкой, узловатой эритемой, синдромом Рейтера и др.
Воспаление лимфатических узлов брюшной полости – мезаденит – наблюдается преимущественно у молодых людей. Клинически проявляется схваткообразными или постоянными болями в животе; сопровождается субфебрильной температурой, умеренно выраженной интоксикацией. Иногда в дебюте заболевания могут быть тошнота, рвота, жидкий стул до 3-5 раз в сутки. У значительной части больных в течение 4-6 дней развивается инфильтрат в правой подвздошной области, представляющий собой группу увеличенных мезентериальных лимфоузлов; может наблюдаться симптоматика перитонита. В тяжелых случаях поражение лимфатических узлов осложняется некрозом кишки, кишечным кровотечением, тромбозом брыжеечных сосудов. У части больных приходится прибегать к оперативному вмешательству.
При отсутствии диареи мезаденит и болезнь Крона трудно отличить от аппендицита. Обычно наблюдаются субфебрильная температура, боль и болезненность при пальпации в правой подвздошной области, повышенный тонус мышц передней брюшной стенки, симптом Щеткина-Блюмберга.
Даже при локализированной форме иерсиниоза, кроме желудочно-кишечных проявлений, у больных возникает и внекишечная симптоматика. Это обусловлено как действием токсинов, так и влиянием избыточно выделяемых простагландинов на эндотелий сосудов. При осмотре пациентов наблюдается инъекция сосудов склер, гиперемия конъюнктив, слизистой оболочки полости рта и др. Больные жалуются на боли в суставах, мышцах. Длительная персистенция иерсиний и их токсинов в крови и органах инфицированных людей вызывает сенсибилизацию организма, вследствие чего возникают иммунологические реакции и различные аллергические состояния, макулезные, макуло-папулезные высыпания на туловище и конечностях, чаще в области крупных суставов, реактивный артрит, узловатая эритема.
В патогенезе реактивного артрита имеют значение генетические факторы: большинство больных являются носителями HLA-B27. При реактивном артрите, осложняющем иерсиниоз, в синовиальной жидкости возбудителей не обнаруживают, но выявляют антигены иерсиний. Возникновение реактивного артрита объясняют одним из возможных механизмов:
– в организме человека возбудитель длительно сохраняется, поскольку отсутствует иммунный ответ на антигены иерсиний из-за их схожести с HLA-B27;
– реактивный артрит – это иммунный ответ на антигенные детерминанты, общие для возбудителя и HLA-B27.
Следовательно, наличие HLA-B27 служит важнейшим фактором риска не только иерсиниоза и реактивного артрита, но и анкилозирующего спондилита.
В возникновении реактивного артрита особенно важен местный клеточный иммунитет, опосредованный Т-лимфоцитами.
В сроки от нескольких суток до 3 нед после появления диареи иерсиниоз может осложниться узловатой эритемой, обычно у женщин старше 20 лет. Патогенез этого заболевания не изучен. Узловатая эритема чаще локализуется на нижних конечностях и исчезает в течение месяца.
Менее распространенные осложнения иерсиниоза – увеит, ирит, конъюнктивит, уретрит, гломерулонефрит, синдром Рейтера (артрит + конъюнктивит + уретрит).
Внекишечные проявления иерсиниоза клинически сближают его с болезнью Крона.
Септическая форма иерсиниоза представляет собой тяжелое заболевание, сопровождающееся лихорадкой, лейкоцитозом, часто болью в животе и желтухой, но без явных очагов инфекции. Встречается редко (2-6% случаев), в основном у ослабленных больных с нарушениями иммунитета.
Факторами риска вызванного Y. enterocolitica сепсиса и вторичных очагов инфекции являются хронические заболевания печени, злокачественные новообразования, сахарный диабет, иммуносупрессивная терапия, алкоголизм, истощение, пожилой возраст, гемолитические анемии.
Вторичные очаги инфекции могут возникать в любом органе: абсцесс печени, селезенки, почки, легкого, скелетных мышц, кожи. Встречаются гнойный лимфаденит, остеомиелит, менингит, перитонит, инфекция мочевыводящих путей, пневмония, эмпиема плевры, эндокардит, перикардит, септическая аневризма, гнойный артрит, гнойный конъюнктивит, панофтальмит, пустулы или пузыри на коже. Все эти проявления возможны как при септической форме иерсиниоза, так и в отсутствие сепсиса.
Диагностика
Диагностика иерсиниоза и псевдотуберкулеза основывается на бактериологическом и серологическом методах исследования.
Лабораторные данные при указанных неосложненных заболеваниях неспецифичны. Количество лейкоцитов в норме или слегка увеличено, часто отмечается умеренный сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Однако при реактивном артрите СОЭ может достигать 100 мм/ч, при этом ревматоидный фактор и антинуклеарные антитела обычно отсутствуют.
Стандартным методам клинической микробиологии подвергаются кровь, спинномозговая жидкость, ткань лимфоузлов, перитонеальная жидкость (в норме они стерильны) или содержимое абсцесса.
Наибольшей специфичностью обладает выделение иерсиний из кала, однако вероятность их обнаружения невелика: этому препятствует их медленный рост и колонизация селективных сред нормальной микрофлорой толстой кишки.
Для подтверждения диагноза иерсиниоза или псевдотуберкулеза пользуются серологическими методами, чаще всего реакцией агглютинации или иммуноферментным анализом (РА).
В типичных неосложненных случаях иерсиниоза и псевдотуберкулеза титр агглютинирующих антител начинает повышаться на первой неделе заболевания, достигает максимума на второй, после чего постепенно снижается, возвращаясь к норме через 3-6 мес. У некоторых больных антитела определяются в течение нескольких лет.
Для РА диагностическим считается титр 1:80 и выше, для реакции непрямой гемагглютинации – 1:160 и выше.
Дифференциальную диагностику проводят с учетом клинической формы заболевания. Прежде всего, следует исключить острые кишечные инфекции, острый аппендицит, вирусные гепатиты, различные заболевания суставов, сепсис иной этиологии.
При рентгенологическом исследовании кишечника пораженная часть подвздошной кишки резко сужена, рельеф слизистой оболочки сглажен (симптом «шнура»). В последующем возможно развитие хронического гранулематозно-язвенного поражения подвздошной кишки, которое морфологически неотличимо от болезни Крона. В пользу иерсиниоза свидетельствует быстрая положительная динамика клинических симптомов и морфологических изменений в терминальном отделе подвздошной кишки в процессе лечения антибактериальными препаратами, тогда как в лечении болезни Крона эффективны глюкокортикоиды, месалазин.
Возникают сложности при дифференциальной диагностике иерсиниозного гепатита и гепатитов вирусной этиологии. Иерсиниозный гепатит может быть как проявлением генерализованной формы иерсиниоза, так и его самостоятельным вариантом. При этом с самого начала заболевания повышается содержание билирубина крови, незначительно повышается активность трансаминаз, выражены признаки интоксикации.
Лечение
Лечение больных иерсиниозом зависит от клинического варианта заболевания. Неосложненные формы кишечного иерсиниоза требуют лечения этиотропными средствами, проведения детоксикационной терапии (внутрь или парентерально – зависит от тяжести состояния больного) 7-10-дневным курсом.
При септической форме иерсиниоза, вторичных очагах инфекции, а также кишечной форме иерсиниоза, протекающего на фоне ослабленного иммунитета, назначают 2-3 вида антибактериальных препаратов на протяжении 12-14 дней, проводят дезинтоксикационную терапию, назначают средства, способствующие регидратации, при необходимости используют пробиотики, полиферментные препараты.
Y. enterocolitica и Y. pseudotuberculosis (выделяемые их штаммы) чувствительны к аминогликозидам, цефалоспоринам третьего поколения, фторхинолонам, левомицетину, тетрациклинам и триметоприму/сульфаметоксазолу. Наибольшим бактерицидным действием, что подтверждено экспериментально, обладают фторхинолоны. Они являются препаратами выбора при генерализованных формах иерсиниоза. Оптимальные дозы препаратов и продолжительность лечения устанавливаются эмпирически.
Y. enterocolitica и Y. pseudotuberculosis устойчивы к β-лактамным антибиотикам: бензилпенициллину, ампициллину, карбенициллину, ко всем цефалоспоринам первого и большинству цефалоспоринов второго поколения.
Задачи лечения иерсиниоза, симптоматика которого сходна с проявлениями аппендицита, решаются совместно с хирургом, поскольку вопросы дифференциальной диагностики представляют очень большие трудности.
Для профилактики иерсиниоза и псевдотуберкулеза следует соблюдать санитарно-гигиенические правила, правила приготовления и хранения пищи, особенно на предприятиях общественного питания. Не следует употреблять в пищу недостаточно проваренное или прожаренное мясо, особенно свинину.
Больных с диареей, находящихся на стационарном лечении, целесообразно изолировать до установления этиологии заболевания.
Проблема диагностики и лечения затяжных и особенно хронических форм иерсиниозов не может быть решена силами одних инфекционистов; активное участие в ее преодолении должны принимать гастроэнтерологи, терапевты, ревматологи, хирурги.
Список литературы находится в редакции.