27 березня, 2015
Узнать больше, чтобы помочь пациентам с раком легкого
Заболеваемость раком легкого составляет 12% от всех злокачественных новообразований в мире. Ежегодно регистрируется более 1,3 млн новых случаев рака легкого, каждые 30 с в мире 1 человек умирает от этой патологии. Прогнозируется, что к 2015 г. на 22% увеличится количество случаев рака легкого в популяции до 65 лет и на 50% – у людей старше 80 лет.
Рак легкого является многофакторным заболеванием, при этом 90% случаев связано с пассивным либо активным курением. Профилактика рака легкого и снижение смертности от него требует создания национальных программ, направленных на уменьшение числа лиц, начинающих курить, ужесточение государственного контроля над рекламой и производителями табачных изделий, а также других мероприятий по ограничению курения.
Согласно данным Lung Cancer Alliance 9 из 10 пациентов, которым был поставлен диагноз рак легкого, курили в разные моменты своей жизни. Риск развития этой патологии в первую очередь зависит от того, как долго человек курит, и от числа выкуриваемых за день сигарет. Он снижается с каждым годом после прекращения курения. Пассивное курение повышает риск развития рака легкого на 25% при совместном проживании с курильщиком и на 17% – при контакте с курильщиком на работе.
Конечно же, курение – явная и основная причина развития рака легкого, но, к сожалению, не единственная. Триггером является производственный либо бытовой контакт с канцерогенами – асбестом, дихлордиметиловым эфиром, полициклическими ароматическими углеводородами, солями хрома и никеля, органическими соединениями мышьяка. Развитие рака легкого связывают с хроническими воспалительными заболеваниями легких, рубцовыми изменениями ткани легкого после перенесенных заболеваний, таких как туберкулез, а также наследственной предрасположенностью к новообразованиям.
Выделяют два типа рака легкого – мелкоклеточный, составляющий около 20% всех случаев, и немелкоклеточный рак легкого (НМКРЛ) – около 80%, который включает недифференцированные опухоли, крупноклеточные карциномы, сквамозноклеточные карциномы и аденокарциномы.
С пациентами, страдающими раком легкого, в первую очередь сталкиваются терапевты, что обусловлено отсутствием специфических жалоб на ранних стадиях заболевания. При этом 46% больных беспокоит кашель, 32% – потеря массы тела, 30% отмечают диспноэ и боль в груди, 28% жалуются на лихорадку, что и является поводом для обращения за медицинской помощью к врачу общего профиля. Большое количество пациентов неадекватно оценивают тяжесть симптоматических проявлений на начальных стадиях рака легкого, что усложняет диагностику. Более специфический симптом – кровохарканье – встречается лишь у 28% больных.
Вышеизложенное частично объясняет, почему установление правильного диагноза занимает много времени и пациент узнает о наличии злокачественного новообразования легкого на III-IV стадии заболевания. Кроме этого, правильная и своевременная постановка диагноза осложняется наличием сопутствующих заболеваний легких и другой соматической патологии.
На сегодня не существует специфических скрининговых исследований для выявления рака легкого. Заподозрить и подтвердить диагноз злокачественного новообразования легкого помогает тщательное изучение анамнеза, общеклиническое обследование, а также дополнительные диагностические исследования – рентгенография органов грудной клетки и бронхоскопия с прицельной биопсией, компьютерная, позитронно-эмиссионная и спиральная компьютерная томография.
Согласно данным Национального канцер-реестра Украины, заболеваемость раком легкого среди мужчин составляет 16 183 случая в год (20,2% всех злокачественных новообразований) и среди женщин – 3344 (4% всех злокачественных новообразований) с тенденцией к росту. Большое количество случаев рака легкого и высокая смертность вызывают настороженность у медицинских работников. Проводятся глубокие научные исследования и открываются новые возможности в лечении, но рак легкого продолжает убивать. В первую очередь, это связано с поздним установлением диагноза, ведь симптомы онкопатологии проявляются в запущенных стадиях. Около 70% пациентов на момент установления диагноза имеют III-IV стадию рака легкого. Согласно данным J.J. Laskin и A.B. Sandler (2005) при обеспечении больных метастатическим НМКРЛ наилучшим поддерживающим лечением медиана выживаемости составляет от 4 до 5 мес, а годичная выживаемость не превышает 10% (рис. 1).
На данный момент существует четыре стандартных метода лечения рака легкого: хирургическое вмешательство, лучевая терапия, химиотерапия и паллиативное лечение.
Большинству пациентов показано хирургическое лечение с последующей химиотерапией. Современная химиотерапия позволяет достичь определенных позитивных результатов, но сохраняется большое количество побочных эффектов вследствие высокой токсичности препаратов.
За последние годы существенно изменилось отношение к возможностям химиотерапии не только общества в целом, но и самих врачей (рис. 2, 3). Отмечается тенденция к повышению приверженности не только пациентов, но и медицинских специалистов, в частности врачей-онкологов, к химиотерапевтическим препаратам. Все большее число пациентов и врачей, осуществляя свое право выбора методов лечения, выбирают химиотерапию, а не хирургическое вмешательство.
Потребность в медикаментозных методах лечения онкологической патологии возрастает. Сегодня новым перспективным направлением фармакотерапии злокачественных новообразований являются таргетные (целевые) препараты. Их особенность – влияние на конкретную патологическую мишень на молекулярном уровне, вызывающее снижение экспрессии специфических пептидов, что приводит к стабилизации неопластического процесса. Один из подобных механизмов реализуется через тирозинкиназные участки рецепторов эпидермального фактора роста (EGFR), являющиеся ключевыми звеньями в передаче сигналов от поверхностных рецепторов к ядру опухолевой клетки. Экспрессия EGFR повышена во многих солидных эпителиальных опухолях.
Способностью прямо ингибировать тирозинкиназные EGFR обладает новый препарат – эрлотиниб, который выпускает компания «Хоффманн-Ля Рош» под брендом Тарцева. Таргетный механизм действия эрлотиниба позволяет снизить клеточную пролиферацию в
G1-фазе клеточного цикла, клеточную инвазию и ангиогенез, активирует апоптоз, повышает чувствительность к лучевой терапии и снижает резистентность к химиотерапевтическим препаратам. На сегодняшний день препарат Тарцева зарегистрирован на территории Украины и применяется в ведущих онкологических центрах страны для лечения НМКРЛ. Препарат выпускается в таблетках для перорального приема по 25, 100 и 150 мг действующего вещества.
В ходе клинических исследований первой фазы лечение Тарцевой получали пациенты с солидными опухолями, устойчивыми к стандартной химиотерапии. При этом определяли эффекты и максимально переносимые дозы препарата. Наиболее частые осложнения – кожная сыпь и диарея – были дозо- и режимозависимыми. Возникновение сыпи и ее выраженность на фоне лечения прямо коррелировали с увеличением общей выживаемости независимо от состояния пациентов. В клинических исследованиях определили рекомендованную для ежедневного приема дозу – 150 мг. Применение этой дозы и схемы введения Тарцевы позволило добиться эффекта в 12% случаев при лечении 57 пациентов с EGFR-положительным НМКРЛ после рецидива или с резистентностью к химиотерапии, включая препараты платины. Медиана общей выживаемости находилась в пределах 8,4 месяца, а однолетняя выживаемость составила 40%. Интересные результаты были получены при более глубоком изучении пациентов по подгруппам. Так, у части пациентов были обнаружены мутации гена рецептора эпидермального фактора роста. В свою очередь, согласно результатам недавно завершившегося клинического исследования применение эрлотиниба на начальных стадиях рака легких у пациентов с мутировавшим геном рецептора EGFR способствовало достижению более выраженного ответа на проводимое лечение. Полученные данные расширили спектр показаний для применения Тарцевы и позволили рекомендовать препарат даже пациентам этой группы (табл.).
Применение нового препарата эрлотиниба при лечении НМКРЛ позволяет продлить жизнь конкретного больного. Врачам необходимо знать и информировать пациентов с данной патологией о возможностях современной таргетной терапии. Конечно, не стоит ожидать полного излечения, но если научные разработки позволяют немного продлить и существенно улучшить, по сравнению со стандартной химиотерапией, жизнь больного раком легкого, то следует дать ему такую возможность.
Подготовила Елена Семиног