27 березня, 2015
Новое в лечении аллергических дерматитов
Известно, что проблема лечения аллергических заболеваний является одной из наиболее актуальных в современной медицине как во всем мире, так и в нашей стране. Согласно данным ученых различных стран генетическая предрасположенность к возникновению аллергических реакций существует у 30-40% населения планеты, причем примерно у половины из них на протяжении жизни развиваются аллергические заболевания.
О новых тенденциях в лечении аллергических дерматитов мы беседовали с заведующим кафедрой дерматовенерологии Ужгородского национального медицинского университета, доктором медицинских наук, профессором Юрием Владимировичем Андрашко.
– Насколько часто в вашей практике приходилось сталкиваться с кожными заболеваниями, этиологическим фактором возникновения которых является аллергическая реакция, как обстоят дела с диагностикой и лечением такого рода патологии?
– Аллергические дерматиты относятся к категории наиболее часто встречаемых и трудно поддающихся лечению заболеваний в дерматологической практике. Основная проблема заключается в сложности постановки корректного диагноза, ведь ни для кого не секрет, что это 80% успеха в лечении пациента. Дело в том, что при постановке любого, не только дерматовенерологического, диагноза врач должен опираться на критерии диагностики. Особенно это актуально для специалистов широкого профиля, которые в своей практике сталкиваются с различного рода патологией. Мне хотелось бы надеяться на то, что в скором времени каждый врач при постановке диагноза будет руководствоваться именно этим правилом.
– Врачи общей практики могли бы эффективно лечить пациентов с аллергическими дерматитами, если бы, например, не боялись применять агрессивно-эффективные методы лечения?
– Да, действительно, это так. Многим врачам, например, не хватает опыта в лечении той или иной патологии, у них складывается стереотип того, что существуют «опасные» и «безопасные» препараты. Как показывает моя практика, многие врачи боятся назначать топические кортикостероиды, хотя без них порой не удается помочь пациенту преодолеть заболевание. На мой взгляд, врач общей практики не должен остерегаться применять препараты, входящие в общепринятые схемы лечения тех или иных патологий, проверенные годами.
Говоря о проблеме аллергических дерматитов, мероприятия по их лечению можно разделить на две категории: немедикаментозные, включающие диету, предупреждение контакта с аллергеном, и медикаментозные – местные и общие. При лечении данной патологии, например, без применения топических кортикостероидов обойтись практически невозможно, и в данном случае специалисту нужно только определиться, какому из имеющихся в арсенале фармацевтического рынка препарату следует отдать предпочтение.
– Хотелось бы услышать вашу точку зрения по поводу того, какие препараты лучше всего назначать – брендовые или генерические?
– Этот вопрос является действительно актуальным в условии сложившихся сегодня рыночных отношений.
Для того чтобы уяснить для себя этот вопрос, следует попросту разобраться, что же такое бренд и что такое генерик.
Генерик – препарат, который является терапевтическим эквивалентом бренда и выпускается только после истечения срока действия патента на оригинальный препарат.
Требования Европейского сообщества к качеству и безопасности генериков очень строгие. Регистрация генерика длится в течение 1-3 лет до появления препарата на рынке. Для того чтобы произошла регистрация, должна быть доказана биоэквивалентность оригинальному препарату.
Низкое качество генерика ведет к низкой эффективности – повышению частоты возникновения осложнений, побочных реакций и затрат на их устранение.
Препараты считаются эквивалентными в фармацевтическом отношении (фармацевтические эквиваленты), если они содержат одинаковое количество субстанции одинаковой силы действия в одинаковой лекарственной форме, соответствуют одинаковым или сопоставимым стандартам, имеют одинаковый путь введения. Однако препараты могут различаться по содержанию вспомогательных веществ, поэтому необходимо, чтобы они были биологически эквивалентными. Говоря другими словами, препарат-генерик содержит то же активное лекарственное вещество (активную субстанцию), что и оригинальный препарат, но может отличаться от оригинального препарата вспомогательными веществами: неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями, а также технологией производства процесса.
Все генерики должны иметь доказанную биоэквивалентность, поскольку теоретически только биоэквивалентные лекарственные препараты могут обладать сходными клинической эффективностью и профилем безопасности.
Терапевтически эквивалентными считаются препараты, соответствующие следующим общим требованиям:
– доказаны их эффективность и безопасность;
– они фармацевтически эквивалентны (содержат одинаковое количество идентичных активных ингредиентов в одинаковой лекарственной форме и предназначены для одного способа введения; соответствуют требованиям по силе действия, качеству, чистоте и идентичности);
– являются биоэквивалентными, а именно:
• нет известных или потенциальных проблем с биоэквивалентностью и они соответствуют стандарту in vitro;
• если имеющиеся известные или потенциальные проблемы могут быть устранены проведением исследований биоэквивалентности;
– адекватные указания в инструкции;
– произведены в соответствии с требованиями GMP.
Согласно определению ВОЗ, два лекарственных средства считаются терапевтически эквивалентными, если они фармацевтически эквивалентны, имеют одинаковую биодоступность лекарственного вещества и после введения в одинаковой молярной дозе их действие обеспечивает соответствующую эффективность и безопасность.
– Какой категории больных следует назначать генерические препараты?
– Думаю, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Препарат-генерик можно рекомендовать любому больному независимо от его материального положения. В работе со своими пациентами я всегда называю стоимость препарата, который собираюсь назначить, потому что для меня важен мой авторитет как специалиста, и мне бы хотелось, чтобы человек, обратившийся ко мне за помощью, лечился генерическими препаратами фирм, которым я доверяю.
– Вы не могли бы поделиться опытом в выборе критериев качества назначаемых препаратов и компаний-производителей этих препаратов?
– Для меня критериями качества при выборе препарата являются собственный позитивный опыт его применения, соответствие его качества всем Европейским требованиям, а также соотношение показателей цена/качество препарата.
Возвращаясь к проблеме лечения аллергического дерматита, при выборе топических глюкокортикостероидов я отдаю предпочтение препаратам компании «Ельфа», потому что я и мои коллеги имеем многолетний позитивный опыт применения препаратов, производимых этой компанией. Говоря об условиях производства препаратов компанией «Ельфа», могу с уверенностью отметить, что оно отвечает всем существующим европейским стандартам.
– То есть, при назначении лечения вы отдаете предпочтение производителям лекарственных препаратов, к которым вы относитесь с доверием, но есть и такие, которых вы занесли в «черный список»?
– Безусловно, как и у каждого врача, у меня есть составленный мною «черный список» препаратов, о нем мне не хотелось бы говорить по понятным причинам. А вот проверенными, надежными препаратами и фирмами, производящими их, я поделюсь с радостью, потому что о приятном хочется говорить и говорить. Вспоминая о генерических препаратах снова не могу не упомянуть польскую компанию «Ельфа». Эта фармацевтическая компания имеет в своем портфеле наибольшую палитру топических препаратов как гормональных всех групп активности – чистых и комбинированных с кератолитиками, антибиотиками, антисептиками, с улучшенным профилем безопасности (например, дефторированный Латикорт, диэфир Бетадерм), представленных в трех основных лекарственных формах – гель, крем, мазь, что дает возможность использовать их во все фазы лечебного процесса и наносить на любой участок кожи, так и негормональных. Упоминая последние, хотелось бы вспомнить об антибактериальном препарате Аргосульфан, содержащем в своем составе атомы серебра, и комбинированном препарате для местного применения Виосепт, обладающем противовоспалительной, болеутоляющей, противозудной и антисептической активностью.
– Какие рекомендации вы могли бы дать людям, страдающим аллергическими дерматитами?
– В первую очередь таким пациентам хотелось бы порекомендовать, чтобы они не занимались самолечением, а для решения проблемы обращались к семейным врачам, потому что только эти специалисты смогут комплексно оценить проблему с учетом сопутствующих патологий и вместе с дерматологом выработать стратегию и тактику лечения такого больного.
Подготовила Ксения Хорошун