4 грудня, 2017
Новости с XIX Европейского конгресса по эндокринологии
20-23 мая в г. Лиссабоне (Португалия) проходил ежегодный Европейский конгресс по эндокринологии (European Congress of Endocrinology, ECE). Мероприятие проводится под эгидой Европейского общества эндокринологии (European Society of Endocrinology) и является одним из важнейших событий для специалистов-эндокринологов. В этом году он собрал более 3 тыс. делегатов. Предлагаем читателям краткий обзор некоторых наиболее интересных новостей с конгресса.
Нефункциональная аденома гипофиза: лечить или не лечить?
Одна из самых активных дискуссий на конгрессе ЕСЕ‑2017 была посвящена тактике ведения пациентов с нефункциональными аденомами гипофиза (НАГ). Эти новообразования являются вторым по частоте типом опухолей гипофиза (после пролактиномы), однако до настоящего времени однозначного консенсуса по лечению этой когорты больных так и не было достигнуто.
В тех случаях, когда НАГ вследствие давления на окружающие ткани ведут к возникновению таких симптомов, как головная боль, зрительные нарушения, изменения секреции гормонов, пациентам назначается хирургическое лечение. Лучевая терапия, несмотря на эффективность с точки зрения профилактики повторного роста опухоли, используется нечасто из-за серьезных побочных эффектов (головная боль, тошнота, повреждение гипофиза и зрительного нерва).
В целом примерно у 50% пациентов наблюдается рецидив опухоли, что требует не только повторного хирургического вмешательства, но и назначения лучевой терапии. В связи с этим некоторые специалисты считают, что пациентам с наличием значительного остатка опухоли после удаления должна быть предложена медикаментозная терапия.
Сторонницей назначения фармакологического лечения является Yona Greenman (Израиль). Ее исследовательская группа показала, что применение каберголина у пациентов после удаления НАГ привело к сокращению частоты случаев рецидива (и, соответственно, потребности в повторном хирургическом вмешательстве и лучевой терапии) с 42 до 13%. В этом исследовании показатель NNT (количество больных, которых необходимо лечить определенным методом в течение некоторого времени, чтобы достичь благоприятного результата или предотвратить один неблагоприятный исход) для каберголина, с точки зрения профилактики одного случая роста опухоли, составил всего 2,5, а для предотвращения повторной операции или курса лучевой терапии – 3,3. Для сравнения, показатель NNT у статинов для предотвращения одного случая повторного нефатального инфаркта миокарда составляет около 40.
Что касается безопасности терапии, то Y. Greenman подчеркнула, что каберголин имеет надежную доказательную базу в качестве средства лечения пролактиномы (наиболее распространенной опухоли гипофиза). Оснований ожидать худшего профиля безопасности при НАГ нет, поэтому такое лечение больного в любом случае будет более предпочтительным, чем повторная операция и лучевая терапия.
Другие эксперты, например Stylianos Tsagarakis (Греция), напротив, считают применение медикаментозной терапии при НАГ нецелесообразным из-за недостаточной доказательной базы эффективности и безопасности именно при указанной патологии. Поскольку только у 50% пациентов наблюдается повторный рост опухоли, оставшаяся часть больных будет длительное время принимать лекарства с недоказанной эффективностью и реальными побочными эффектами. К сожалению, сегодня не существует надежных маркеров для прогнозирования риска рецидива НАГ.
Окончательное голосование продемонстрировало разделение мнений аудитории примерно поровну. Это очевидное свидетельство того, что данный вопрос пока остается открытым.
Нарушения сна и ожирение
Достаточно давно было установлено, что нарушения структуры сна и сокращение его длительности являются предрасполагающими факторами риска ожирения. А ведь ритм жизни современного мира, в первую очередь ритм жизни жителей мегаполисов, таков, что только незначительная часть людей может позволить себе качественный и достаточный по продолжительности сон.
На конференции были озвучены результаты, полученные в ходе проведения ряда исследований, осуществленных доктором Christian Benedict и соавт. (Швеция). Эти результаты помогли выявить механизмы взаимосвязи между нарушениями сна и избыточной массой тела.
Авторы установили, что метаболически здоровые люди, лишенные сна, становятся более чувствительными к пищевым импульсам, поглощают более крупные порции блюд, предпочитают более калорийные продукты, испытывают больше удовольствия от еды и тратят меньше энергии. Были проведены физиологические исследования участников испытаний; они показали, что нарушения сна вызывают дисбаланс гормонов, отвечающих за появление чувства голода и насыщения (в частности, глюкагоноподобного пептида‑1 и грелина), а также повышают уровень эндоканнабиноидов, которые, как известно, усиливают аппетит. Обнаружено снижение чувствительности к инсулину после депривации сна. И наконец еще один интересный факт, обнаруженный группой исследователей под руководством доктора C. Benedict. Оказалось, что лишение человека сна приводит к изменению кишечного микробиоценоза, который, согласно новым данным, активно участвует в поддержании здорового метаболизма.
Представляя результаты исследования, C. Benedict отметил, что поскольку беспокойный сон – характерная черта современной жизни, неудивительно, что частота метаболических расстройств, в частности ожирения, так стремительно растет.
В настоящее время эта исследовательская группа изучает долгосрочные эффекты нарушений сна в отношении метаболизма, а также возможность нормализации аппетита и обмена веществ с помощью улучшения качества сна.
Биохимический маркер для прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с сахарным диабетом 2 типа
Этим маркером является копептин – C-концевой фрагмент вазопрессина (известного также как антидиуретический гормон), который участвует во многих физиологических процессах, включая реабсорбцию воды в почках, вазоконстрикцию и углеводный обмен.
В исследовании S.I. Chisalita и соавт. (Швеция) в начале лечения были измерены уровни копептина в крови у 681 пациента с сахарным диабетом (СД) 2 типа. Больных наблюдали в течение 7 лет, регистрируя при этом летальные исходы и случаи госпитализации по поводу инфаркта миокарда и инсульта. В результате было установлено, что даже после внесения поправки на другие факторы риска (возраст, пол, уровень HbA1c, показатель артериальной жесткости, размер атеросклеротической бляшки и др.) каждый 1 пмоль/л увеличения уровня копептина в крови более чем в 2 раза повышает риск сердечно-сосудистых событий (ОР 2,4; 95% ДИ 1,1-5,2; р=0,03).
Как подчеркнула руководитель исследования S.I. Chisalita, раннее выявление пациентов с СД 2 типа и высоким риском развития тяжелых сердечно-сосудистых осложнений позволит внедрить более эффективные стратегии профилактики.
Нуклео Ц.М.Ф. Форте в лечении диабетической периферической нейропатии
Диабетическая периферическая нейропатия (ДПН) – достаточно сложное для лечения заболевание. До сих пор продолжается поиск инновационных методов и средств ее терапии. С результатами своего исследования по указанной проблеме гостей и участников европейского конгресса познакомили наши соотечественники.
Л. Мартынюк и соавт. наблюдали 59 пациентов (возраст от 41 года до 79 лет) с СД и ДПН. Они были рандомизированы на 2 группы, одна из которых получала только стандартную терапию, а вторая – дополнительно препарат Нуклео Ц.М.Ф. Форте (по 1 капсуле 3 р/день). Пациенты заполняли анкету оценки качества жизни EQ‑5D‑3L на 1-й и 10-й день лечения.
Нуклео Ц.М.Ф. Форте – препарат пиримидиновых нуклеотидов (цитидин‑5'-динатриймонофосфата и уридин‑5'-тринатрийтрифосфата), участвующих в синтезе фосфолипидов и гликолипидов и являющихся основными компонентами миелиновой оболочки. Это объясняет, почему указанный препарат способствует регенерации миелиновой оболочки и аксона после повреждения периферических нервов различного генеза, в том числе и в результате СД.
Спустя 10 дней терапии у всех пациентов были зафиксированы положительные изменения, однако у больных, принимающих в дополнение к стандартной терапии Нуклео Ц.М.Ф. Форте, они были более выраженными. Так, проблемы с походкой уменьшились на 16,6% в группе стандартной терапии (р>0,05) и на 33,3% – в группе Нуклео Ц.М.Ф. Форте (р<0,05), боль и дискомфорт – у 25% (р<0,05) и 33,3% (р<0,05), а тревожность и депрессия – у 58,3% (р<0,05) и 66,7% (р<0,05) соответственно.
Таким образом, назначение Нуклео Ц.М.Ф. Форте в комплексном лечении пациентов с ДПН позволяет достоверно улучшить результаты терапии.
Подготовила Наталья Мищенко