Головна Акушерство та гінекологія Особенности сексуальной функции женщин во время беременности и в послеродовом периоде

8 червня, 2018

Особенности сексуальной функции женщин во время беременности и в послеродовом периоде

Автори:
О.В. Ромащенко
Особенности сексуальной функции женщин во время беременности и в послеродовом периоде

 

В статье представлен анализ результатов исследований по изучению сексуальной функции у женщин в период беременности и после родов. Дано обоснование необходимости информирования супружеских пар об особенностях сексуальных отношений во время гестации с целью своевременного устранения сексуальной дисфункции у беременных.

Беременность – особый период в жизни женщины. В это время гормональные изменения на фоне перестройки в организме, связанные с качественно новым состоянием, проявляются изменением формы тела, настро­ения, возникновением соматических нарушений, акушерскими особенностями течения беременности, переживаниями за плод и предстоящие роды, а также формированием возможных сексуальных дисфункций, естественно отображающихся на качестве жизни и особенностях отношений пары.

J. Aslan et al. [1] в результате исследования, посвященного изучению состояния сексуального здоровья женщин в период беременности, установили изменение частоты половых контактов партнеров до беременности и в разные ее триместры. По мнению авторов данного исследования, тенденция к снижению сексуального желания как у женщин, так и (вторично) у их партнеров, наблюдается в течение всей беременности и является типичной. Возможно, изменения гормонального статуса во время беременности связаны с повышением уровней прогестерона, пролактина в крови, являются одной из составляющих причин снижения сексуального желания. К тому же у 70% женщин, начиная с І триместра беременности, наблюдаются в большей или меньшей степени проявления раннего токсикоза, возможно, угрозы прерывания беременности, анемии и других акушерских состояний, которые негативно сказываются как на общем самочувствии, так и на сексуальной функции женщин. Неслучайно именно этот период жизни женщины называют состоянием «сексуального блюза».

В то же время результаты исследований, отраженные в работах A. Malarevicz et al. [2] свидетельствуют, что во II триместре беременности возможно повышение сексуальной активности женщин и качества их жизни в целом. Положительная динамика в состоянии сексуального здоровья на этом этапе беременности объясняется тем, что как у женщины, так и у ее партнера происходит достижение эмоциональной адаптации к физиологическим изменениям в организме, исчезают опасения и страхи в отношении возможных рисков угрозы прерывания беременности, нивелируются или явно уменьшаются признаки токсикоза первой половины беременности, наблюдается улучшение кровоснабжения гениталий. Последний фактор способствует улучшению любрикации, устранению наблюдаемой иногда в первом периоде беременности у части женщин диспареунии, что в целом является основой позитивных предпосылок к достижению сексуальной гармонии партнерами.

Однако, по мнению A. P. Leite et al. [3], в противовес вышесказанному, спектр и частота сексуальных дисфункций повышаются постепенно в течение всей беременности и достигают своего апогея в ІІІ триместре. Так, при проведении анкетирования с целью оценки сексуальной функции у 271 беременной (проводилось определение индекса женской сексуальной функции) достоверных различий в проявлениях сексуальных дисфункций между І и ІІ триместрами установлено не было. В то же время отмечено достоверное снижение показателей сексуального желания, возбуждения, любрикации одновременно с увеличением проблем в достижении оргазма, сатисфакции, выраженности диспареунии в III триместре. При этом авторы под­черкнули, что сексуальная функция была более сохранной у наиболее молодых (до 20 лет) женщин в группе наблюдения, как правило, у беременных впервые.

Авторы данного исследования пришли к выводу, что в последнем триместре беременности с учетом изменений в самом организме женщины (увеличение ее объемов и веса плода) (рисунок) степень гормональной перестройки, психологическое напряжение и настроенность на подготовку к предстоящим родам, состояние накопившейся хронической усталости уменьшают, а порой подавляют интерес к возможным сексуальным отношениям. В этом периоде прослеживается снижение сексуальной активности как у женщины, так и у мужчины, особенно у тех, которые не были в достаточной степени и своевременно предупреждены о возможности изменения сексуальной функции во время беременности.

Подготовка супружеских пар к физиологическим изменениям в организме женщины во время беременности – это важная задача акушера-гинеколога, который ведет женщину и информирует ее и ее партнера о возможностях изменения сексуальной функции в этот период. Разъяснение вопросов касательносостояния сексуального здоровья женщине и мужчине, возможно, даже с привлечением психотерапевтов, имеет особое значение.

Результаты отчета L. Millheiser [4] согласовы­ваются с вышеупомянутыми исследованиями в том, что в течение І триместра наблюдаются изменения сексуальной активности женщин в связи с воз­можными акушерскими и соматическими рисками, в т.ч. невынашиванием беременности, токсикозом, анемией беременных, изменениями в организме в связи с предстоящей лактацией.

Третий триместр беременности связан со снижением сексуальной активности вследствие физических изменений в женском организме. Так, в исследовании, проведенном в Турции [5] с участием 589 женщин, самые низкие показатели сексуальной функции были обнаружены именно в ІІІ триместре беременности. Авторы констатировали снижение чувствительности эрогенных зон первого порядка в сочетании со снижением сексуального желания и повышением частоты аноргазмии на фоне гормональной перестройки (увеличение продукции прогестерона, пролактина) во время беременности. Однако при оценке уровней сывороточных андрогенов, в т.ч. общего тестостерона, свободного тестостерона, дегидроэпиандростерон-сульфата, не было установлено различий в их концентрации в крови до и во время беременности у лиц как раннего, так и более позднего репродуктивного возраста. Исследователи считают, что если гормональный статус, определяющий проявления сексуальной активности женщин, не изменялся в период беременности, а проявления сексуальной дисфункции имели место, логично предположить, что физические изменения тела, а также изменение мотивации могут иметь при этом доминирующее значение.

Исследования показателей сексуального здоровья и качества жизни 107 пациенток с учетом влияния на эти составляющие возможных урогенитальных нарушений, также возникающих в период беременности, были представлены R. N. Pauls et al. (2008) [6]. Результаты проведенных исследований позволили убедиться, что у большинства женщин отмечено снижение сексуальной активности как во время беременности, так и в первые 6 мес после родов. Изменение физических характеристик беременных, а также наличие урогенитальных расстройств во время беременности негативно сказывались на показателях сексуальной активности (изменение привлекательности, страх негативных воспоминаний и впечатлений), формировалась сексуальная дисфункция. Иными словами, была представлена оценка сексуального восприятия себя, возможных изменений в ранее сложившихся половых отношениях как с позиции женщины, так и мужчины. При этом изменение сексуальной активности определялось индивидуальной оценкой составляющих всего происходящего. Интересно, что при анкетировании в послеродовом периоде 188 женщин (средний возраст 28,9 лет) с целью оценки показателей сексуального здоровья установлено, что 44,7% опрошенных отмечали наибольшую сексуальную активность в І триместре беременности, и сексуальные отношения их не имели отличий до беременности, в период беременности, а также в послеродовом периоде.

В то же время 35,6% обследованных засвидетельствовали, что сексуальная активность у них была более высокой и характеризовалась позитивной эмоциональной доминантой во ІІ триместре беременности. Только 10,1% пациенток отметили, что наиболее качественные сексуальные отношения они пережили в ІІІ триместре беременности (таблица). Многие женщины сообщили, что сексуальная функция не нарушалась во время беременности, хоть и снижалась сексуальная активность в ІІІ триместре. Большинство (75,4%) из них не жаловались на сексуальные дисфункции, а те, у кого таковые имели место, отмечали снижение желания, диспареунию, аноргазмию и проблемы с любрикацией. Все вышеперечисленное стало причиной снижения самооценки у 41,5% женщин [7].

Таблица. Изменения сексуальных функций во время беременности по сравнению с периодом до беременности, n (%) (адаптировано на основе Pauleta J., 2009)

И все же, согласно результатам нескольких ис­следований, большинство (75,4%) пациенток акцентировали внимание на том, что во время беременности отношения с их партнером были более эмоционально насыщенными, более доверительными. Формирование особой атмосферы межличностных отношений при этом в значительной степени было предопределено особенностью культурных традиций общества, семьи.

Так, при обследовании 298 беременных китаянок с соблюдением принципов междисциплинарного подхода показано, что 93% из них осознанно уклонялись от сексуальных отношений во время беременности. Все их усилия были обращены на саму беременность и подготовку к предстоящим родам [8]. Беременность, как ранее упоминалось, может негативно сказаться на сексуальной функции женщины. Сниженное качество таковой может сохраниться и в послеродовом периоде. Особенно это характерно для лиц с консервативным поведением, каковыми по мнению авторов являются китаянки в сравнении, например, с традициями женщин из стран Латинской Америки, для которых характерно сохранение сексуальной активности на всех этапах беременности.

В данном случае существенным фактором в формировании сексуальной дисгармонии пары в период беременности является недостаточная информированность партнеров об особенностях сексуального состояния женщин в этот период и после родов, а также о значимости своевременного устранения их повышенной обеспокоенности об особенностях интимных отношений во время гестации.

Отсутствие разъясняющей информации о правилах сексуальных отношений в различные периоды беременности может стать причиной формирующихся проблем в интимных отношениях партнеров в дальнейшем. Поскольку сексуальная активность воспринимается некоторыми парами как угроза успешному развитию беременности, рекомендуется своевременно информировать их о влиянии беременности на сексуальную функцию и сексуальную активность и наоборот. Представленные данные свидетельствуют, что сексуальная активность не причиняет никакого вреда физиологически протекающей беременности. Исключением являются случаи с высокой степенью риска возможных акушерских осложнений, когда возможность сексуальных отношений необходимо согласовывать индивидуально в каждом конкретном случае с акушером-гинекологом, патронирующим женщину во время беременности.

Вагинальные кровянистые выделения во время беременности, даже при отсутствии доказательств угрозы прерывания беременности, являются противо­показанием для сексуальных отношений.

Наконец, среди женщин, которые приближаются к ожидаемой дате родов, бытует миф, что вагинальный половой акт может простимулировать родовую деятельность. Предполагается, что содержание простагландинов в мужском эякуляте может воздействовать как стимулятор родовой деятельности в канун родов. Такие гипотезы требуют подтверждения и более углубленных исследований на принципах междисциплинарного подхода, как и многие другие при изучении сексуальной функции женщины во время беременности.

Сексуальная функция в послеродовом периоде

Роды и особенности их ведения также могут сказаться на сексуальной функции женщин в силу многих причин. Разнообразие взаимосвязанных факторов может повлиять на сексуальную функцию и после рождения ребенка. В данном случае такое влияние предопределено способом родоразрешения, возможно, возникшими сексуальными дисфункциями во время беременности, длительным грудным вскармливанием, накопившейся усталостью и нарушением сна, возможной деп­рессией, особенностью культурных традиций общества и семьи.

В результате исследования K. J. Reamy и S. E. White [9] был выделен перечень факторов, оказывающих негативное влияние на сексуальное здоровье женщины в послеродовом периоде.

Факторы, способствующие возникновению сексуальных дисфункций в послеродовом периоде(адаптировано по Reamy K. J. et al.):

  • дискомфорт после перенесенной эпизиотомии;
  • снижение сексуального желания;
  • снижение любрикации и сухость слизистой влагалища;
  • диспареуния;
  • страх за возможность разбудить ребенка;
  • страхи и обеспокоенность о возможности негативно повлиять как анатомически, так и функционально на состояние гениталий после родов;
  • снижение чувствительности эрогенных зон первого порядка;
  • неудовлетворенность внешним видом, своим телом после родов.

Результаты аналогичных исследований [10], в которых изучено состояние сексуальной функции 484 женщин в первые 3 мес после родов, совпадают с данными вышеупомянутых авторов и свидетельствуют о том, что у большей части обследованных женщин в послеродовом периоде имели место снижение любрикации с формированием диспареунии, негативно сказывающихся на достижении оргазма. Кроме того, у каждой третьей женщины в послеродовом периоде аноргазмия обусловлена в силу различных причин изменением размеров влагалища и несостоятельностью его мышц, вследствие чего нарушается формирование оргастической «манжетки» во время полового акта. Однако спустя некоторое время (3-6 мес после родов) у большей части обследованных установленные сексуальные дисфункции исчезали по мере восстановления организма, а также прекращения лактации.

В то же время в исследованиях K. Von Sydow [11] было продемонстрировано, что у 40-50% женщин проблемы в сексуальных отношениях сохраняются более длительно – спустя 6-12 мес послеродового периода. Аналогичные результаты были получены A. Connolly еt al. [12], отметившими, что у 90% женщин восстановление сексуальной активности отмечалось не ранее 6 мес после родов.

В 2008 г. M. Serrati еt al. [13] подтвердили, что из 336 обследованных ими пациенток 90% – свидетельствовали о восстановлении сексуальной активности через 6 мес после родов, причем у 24% – наблю­далась вторичная диспареуния, которая спустя 12 мес после родов сохранялась у 8,0%. Интересно заметить, что по данным этих же исследователей эпизиотомия, перинеотомия, крупный плод, длительность родов, лактация, использование эпидуральной анестезии и другие факторы не влияли в значительной степени на формирование сексуальных дисфункций, в частности на частоту и степень диспареунии у женщин в послеродовом периоде. В соответствии с утверждением участников исследования в течение 12 мес после родов у большинства женщин отмечено отсутствие различий сексуальной функции до и после родов, 5% – почувствовали изменение к лучшему и 12% – отметили ухудшение сексуальной функции. Несомненно одно: беременность, роды, послеродовой период – особый этап в жизни женщины, требующий тщательного наблюдения у акуше­ра-гинеколога, который должен учитывать состояние сексуальной функции, свое­временно предупредить партнеров о возможных ее изменениях и при появлении таковых проводить соответствующую коррекцию с привлечением специалистов разного профиля.

Во время беременности и в послеродовом периоде возможны различные нарушения сексуального здоровья женщин, которые следует не только учитывать, но и, что особенно важно, предупреждать и своевременноустранять при их возникновении в акушерско-ги­некологической практике.

Список использованной литературы

1. Aslan G., Aslan D., Kizilyar, I spachi C., Esen A. A prospective analysis of sexual functions during pregnancy. Int J Impot Res. 2005; 17: 154-157.

2. Malarevicz A., Szymkievich J., Rogala J. Sexuality of pregnant women. Gynecol Pol. 2006; 77; 733-739.

3. Leite A. P., Campos A. A., Dias A.R et al. Prevalence of sexual dysfunction during pregnancy. Rev Assoc Med Bras. 2009; 55: 563-568.

4. Millheiser L. Female sexual function during pregnancy and postpartum. Journal of Sexual Medicine. 2012; 9; 635-636.

5. Erol B., Sanli O., Korkmaz D. et al. A cross-sectional study of female sexual function and dysfunction during pregnancy. Journal of Sexual Medicine. 2007; 4; 1381-1387.

6. Pauls R. N., Occhino J. A., Dryfhout V. L. Effects of pregnancy on female sexual function and body imagе: a prospective study. Journal of Sexual Medicine. 2008; 8; 1915-1922.

7. Pauleta J. R., Pereira N. M., Graca L. M. Sexuality during pregnancy. Journal of Sexual Medicine. 2010; 7 (1Pt 1); 136-142.

8. Fok W. Y., Chan L. Y., Yuen P. M. Sexual behavior and activity in Chinese pregnant women. Acta Obstetr Gynecol Scand. 2005; 84: 934-938.

9. Reamy K. J., White S. E. Sexuality in the puerperium: a review. Archive of Sexual Behavior 1987; 16: 165-186.

10. Barrett G., Pendry E., Peacock J. et al. Women’s sexual health after childbirth. British Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2000; 107: 186-192.

11. 1Von Sydow K. Sexuality during pregnancy and after childbіrth: a metacontent analysis of 59 studies. Journal of Psychosomatic Research. 1999; 47: 27-49.

12. ConnolIy A., Thorp J., Pahel L. Effects of pregnancy and childbirth on postpartum sexual function: longitudinal prospective study. International Urogynecology Journal of Pelvic Floor Dysfunction. 2005; 16 (4): 263-267.

13. Serati M., Salvatore S., Khullar V. et al. Prospective study to assess risk factors for pelvic floor dysfunction after delivery. Acta Obstetr Gynecol Scand. 2008; 87: 313-318.

Журнал «Медичні аспекти здоров'я жінки» № 2 (115) ‘ 2018. Тематичний номер «Особливості хірургічних втручань та периопераційного забезпечення у хворих акушерсько-гінекологічного профілю»