22 лютого, 2019
Катаракта: лечение путем имплантации
Катаракта – болезнь, о которой можно сказать «стара как мир». Само название уносит нас в эпоху древних царств Ближнего Востока, Малой Азии и первых демократических полисов Греции. Катаракта (в переводе с греческого – водопад, брызги водопада, решетка) – патологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее различные расстройства зрительной функции вплоть до полной ее утраты.
Помутнение хрусталика обусловлено денатурацией входящего в его состав белка. О распространенности этой патологии лучше слов говорят числа: по данным на 2010 год, 35 млн жителей планеты частично утратили зрение из-за катаракты и свыше 10 млн – полностью. В глобальном масштабе катарактой страдает каждый 6-й взрослый старше 40 лет.
Еще в эпоху Античности высокая частота заболевания послужила толчком для поиска средств его лечения. Хронология борьбы человечества за свое зрение такова. Одним из первых упоминаний о катаракте считается статуя, относящаяся к 2457-2467 гг. до н. э. Она представляет собой фигуру жреца Каапера с белым пятном в левом глазу. Наиболее вероятно, что скульптор смог детально изобразить развивающуюся катаракту. В знаменитом памятнике права, кодексе законов вавилонского царя Хаммурапи, упоминаются наказания для нерадивого врача, причинившего во время операции на глазах вред своему пациенту.
Более подробная информация обнаружена в наследии врачей IV-I вв. до н. э. Так, знаменитый римский медик и ученый Цельс в своем труде De Medicine libri octo и его не менее знаменитый римский коллега Гален описывают переднюю капсулу хрусталика с ресничным пояском в виде лентикулярной оболочки. Процедура лечения катаракты была изложена в индийском медицинском трактате «Сушрута Самхита, Уттар Тантра» (800 г. до н. э.), авторство которого принадлежит Махараши Сушрута, древнеиндийскому хирургу. В ходе операций он использовал искривленную иглу, чтобы вытолкнуть ядро хрусталика в заднюю часть глаза, затем смачивал глаз теплым маслом, а далее накладывали повязку.
Другой метод лечения катаракты был задокументирован во II в. н. э. греческим врачом Антилусом. Его записи в Х в. приводит персидский врач Мухаммад ибн Закария Аль-Рази. Метод представляет собой удаление катаракты путем высасывания через полый инструмент. Подобный подход примерно тогда же практиковал иракский офтальмолог Аммара ибн Али из Мосула, а в XIV в. – египетский офтальмолог Аш-Шазили.
Арабские ученые вообще немало сделали для борьбы с катарактой. В 809-877 гг. в арабской литературе впервые были систематизированы имеющиеся сведения по офтальмологии, результатом чего стал труд Ten Treatises on Eye Diseases. В нем упоминается об увеальной полости и белом сферическом влажном образовании льдоподобной прозрачности, из-за чего оно получило название «хрусталик».
Ренессанс, образно говоря, дал второе дыхание офтальмологии, как и другим направлениям медицинской науки и практики, освободив ее от оков обскурантизма. Наконец, в 1747 г., уже в эпоху Просвещения, французский врач Жак Дэвиэль провел первую операцию по удалению катаракты. Но что делать с первопричиной всех бед – помутнением хрусталика? Ответ на этот вопрос был дан в лишь начале 1950 г.
Но прежде следует обратиться к событиям начала 1940-х. Вторая мировая война, 1940 год. В разгар битвы за Англию лейтенант британских ВВС Гордон Кливер ведет бой с немецкими истребителями. Прямое попадание в кабину самолета – и разлетевшиеся осколки мгновенно слепят бравого летчика. Налетавший к тому времени немало часов Г. Кливер допустил типичную небрежность профессионала – «забыл» на аэродроме специальные очки, предусмотренные как раз на такой случай. Его мотивация понятна: очки мешали обзору, а в воздушном бою, где все решали секунды, подобная деталь могла спасти жизнь. В данном случае оправданный риск обернулся слепотой.
Гордону Кливеру удалось выбраться из кабины и при помощи парашюта спуститься на землю. Ослепшего пилота оперировали в центральной глазной больнице «Мурсфилд», врачи вынули осколки и сохранили зрение на правом глазу. Хирурга, занимавшегося Г. Кливером, звали Гарольд Ридли. Он и стал тем человеком, который ввел в медицинскую практику лечение катаракты путем имплантации. Тогда, конечно, никто и предположить не мог, что эта операция положит начало процессу, который позволит миллионам людей избавиться катаракты.
Продолжая наблюдать своего подопечного в течение 8 лет (не менее 18 раз Г. Ридли удалял из правого глаза летчика все новые и новые осколки), хирург обратил внимание на то, что куски оргстекла не вызывают ни нагноения, ни раздражения. Не делая далекоидущих выводов, Гарольд Ридли ознакомил с этой информацией одного из своих студентов, после чего тот задал преподавателю вопрос: а почему бы при катаракте не заменять хрусталик искусственной линзой из оргстекла? Вплоть до того дня катаракту, по сути, лечили одним-единственным способом: удаляли помутневший хрусталик и надевали на пациента уродливые очки с толстыми линзами. Гарольду Ридли пришло в голову изготовить искусственный хрусталик из полиметилметакрилата. Загоревшись идеей, которую выдвинул студент, Г. Ридли обратился к знакомому оптику, как раз работавшему на фабрике по производству очков. Тот, в свою очередь, сумел привлечь к проекту химика, который изготовил плексиглас (то самое оргстекло) необходимой чистоты. Теперь дело было за добровольцем – требовался человек с катарактой на одном глазу, готовый на хирургическое вмешательство (имплантацию). Прошел целый год, прежде чем удалось найти нужного пациента. Добровольцем оказалась 45-летняя медсестра Элизабет Этвуд. В ноябре 1949-го Г. Ридли удалил ей катаракту и принялся готовить к операции.
Интраокулярная линза была впервые успешно имплантирована 8 февраля 1950 г. Не довольствуясь чисто медицинским подходом, значительное время накануне операции Гарольд Ридли посвятил подготовке научного сообщества к своему открытию: заказал беспроводную камеру, чтобы заснять на кинопленку всю операцию целиком.
Желая убедиться в действенности своего метода, в течение нескольких следующих лет Г. Ридли провел ряд подобных операций, не афишируя их. Затем он все же решился вынести свою инновацию на суд медицинского сообщества Великобритании.
Всецело поглощенный научным аспектом и популяризаторской стороной вопроса, Гарольд Ридли не стал патентовать своего открытия, чтобы не замедлить быстрое, как ему хотелось верить, распространение нового метода лечения катаракты.
Сперва Г. Ридли выступил со статьей, а затем отправился на конгресс британских офтальмологов, собираясь продемонстрировать коллегам отснятый материал и одного из излеченных им пациентов, полностью восстановившего свое зрение. Но с самого начала все пошло не так.
Увлеченный работой над проблемой лечения катаракты, Гарольд Ридли позабыл о том, что и врачи – тоже люди, со своими слабостями. В статье, опубликованной к началу работы конгресса, он не упомянул «первого офтальмолога» Великобритании, в результате коллеги бойкотировали его.
Врач был обескуражен: ему не дали ни показать фильм, ни поправившегося больного. В то время как он пытался выступить с речью, присутствовавшие в зале вставали и выходили. В один миг перспективный кандидат в нобелевские лауреаты оказался парией в научном сообществе. Такого удара Гарольд Ридли не ожидал – следующие десятилетия стали для него тоскливым периодом борьбы за собственное имя и лечения от невроза, вызванного скандалом.
К середине 1980-х идеи Г. Ридли стали настолько очевидно верными, что игнорировать ученого было уже невозможно. Гарольд Ридли стал академиком в 80 лет, в 2000 г. королева Елизавета II посвятила его в рыцари. Пожалуй, это все же лучше, чем признание после смерти, однако запоздалая слава, к сожалению, не смогла компенсировать 30 лет безвестности и возможных открытий, потерянных для медицины. Справедливость восторжествовала, но слишком дорогой ценой…
Подготовил Роман Меркулов
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 23 (444), грудень 2018 р.