24 квітня, 2019
Нельзя смириться с ролью жертвы
В Украине вступил в силу закон о противодействии домашнему насилию и насилию по признаку пола.
Каждая третья женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию, чаще всего со стороны интимного партнера. Это наиболее часто встречающиеся нарушения прав человека, о которых, в то же время, реже всего сообщают. Они имеют место в периоды мира и стабильности, но, когда наступает кризис, риск многократно возрастает. Анализ даже небольшого количества данных, которые удалось собрать, указывает на то, что в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера гендерное насилие становится повсеместным явлением. Во время конфликтов женское тело зачастую представляет собой поле битвы: истязание превращается в средство унижения и подавления. Ситуацию усугубляет еще и то, что женщины покидают свои дома и лишаются поддержки обычного окружения, а системы социальной и правовой защиты ослабляются или разрушаются.
Кратко- и долгосрочные последствия насилия для женского здоровья многочисленны и опасны. Женщины, подвергающиеся насилию, чаще получают травмы и сталкиваются с нарушениями психического, репродуктивного и сексуального здоровья. Вероятность развития депрессии среди женского населения, пострадавшего от насилия со стороны интимного партнера, в два раза превышает аналогичный показатель среди других женщин, а процент распространения инфекций, передаваемых половым путем, среди них в полтора раза больше. На Ежегодном конгрессе ревматологов (2018) в Чикаго были представлены данные исследования, которое длилось 24 года и включало более 67 тыс. участников (Feldman C.H., 2018). Полученные результаты свидетельствуют о том, что женщины, подвергавшиеся наибольшему физическому и эмоциональному насилию в детстве (по сравнению с самым низким уровнем воздействия), имеют более высокий (в 2,6 раза) риск возникновения системной красной волчанки. Кроме того, умеренный или высокий уровень физического насилия был связан с повышенной вероятностью развития волчанки (в 1,7 раза) по сравнению с отсутствием воздействия.
Насилие, которое перенесла женщина, также сказывается на здоровье ее детей и порождает социальные и экономические издержки для семей, местных сообществ и общества в целом. Женщины, пострадавшие от насилия, часто обращаются за медицинской помощью, даже если прямо не говорят (а они обычно не говорят) о том, что им пришлось пережить. Поэтому очень важно, чтобы работники системы здравоохранения были надлежащим образом подготовлены и могли оказать эффективную помощь и моральную поддержку, а в учреждениях здравоохранения необходимо создать условия для обеспечения безопасности и конфиденциальности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала новые клинические руководства и инструменты для оказания помощи и обучения медперсонала в разных странах по вопросам надлежащего медицинского обслуживания женщин, пострадавших от насилия, в том числе для формирования умения:
- слушать с сочувствием и без осуждения;
- определять потребности и проблемы женщин;
- привлекать службы социальной поддержки.
Все больше стран по всему миру адаптируют или обновляют свои руководящие принципы в данной области при содействии партнеров. Также в них внедряются новые учебные программы для работников здравоохранения в соответствии с этими рекомендациями.
«Мы хотим сделать так, чтобы работники здравоохранения точно знали, что делать, если женщина обратится к ним и сообщит о насилии. Чтобы они в полной мере понимали последствия гендерного насилия, а также знали порядок действий и возможные способы оказания помощи в случае возникновения подозрения о том, что женщина может подвергаться такому насилию», – говорит Элизабет Реш (Elisabeth Roesch), сотрудница ВОЗ по техническим вопросам, специализирующаяся на гендерном насилии в чрезвычайных ситуациях.
Наивысший показатель частоты жестокого обращения зафиксирован в странах Юго-Восточной Азии (37,7%). В странах Европейского союза 23% опрошенных женщин говорят о случаях насилия. Речь идет не просто о жестоком обращении. Статистика ВОЗ показывает: 38% убийств женщин в мире – дело рук их партнеров. Распространенность насилия над женщинами в разных странах мира представлена на рисунке.
В Украине ежегодно 600 представительниц слабого пола погибают от домашнего насилия. Лишь 10% из более чем 1 млн женщин, которые подвергаются насилию, решаются говорить об этом. Каждый день полиция фиксирует более 300 фактов домашнего насилия, и в 70‑80% случаев жертвами становятся женщины.
Расчеты, проведенные Институтом демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины (г. Киев) по заказу Фонда в области народонаселения ООН (UNFPA), свидетельствуют о том, что ежегодно 1,8 млн украинок сталкиваются с физической и сексуальной агрессией в семье. И большинство из них молчат. «В полицию обращаются только 10‑15% пострадавших», – утверждает Екатерина Левченко, правительственный уполномоченный по гендерной политике в Украине.
Так, по данным Украинского института социальных исследований, лишь 27% женщин считают оскорбления проявлением насилия и только 32% подобным образом оценивают унижения. Для 49% респонденток насилие – это побои, а 56% согласны считать насилием изнасилование. Екатерина Левченко называет домашнее насилие не просто проблемой, а «войной на маленьком полигоне»: ежегодно в стране от рук партнеров гибнут 600 женщин. Это в 3,5 раза больше потерь в ходе боевых действий в зоне антитеррористической операции на востоке Украины.
В г. Днепр полицией было опрошено 29 жертв домашнего насилия, и, что странно, 23 женщины нашли более сотни причин, оправдывавших агрессию своих сожителей. Жертвы склонны делать это по многим причинам: среди них и финансовая зависимость, и отсутствие собственного жилья, и непонимание того, как избежать агрессии, а также неверие в то, что кто-то может помочь. Женщинам сложно верить в защиту, говорят эксперты, по факту, закон лишь изредка становится на сторону униженных и оскорбленных. Только трое из десяти украинских мужчин, обвиненных в проявлениях насилия по отношению к членам своих семей, которые могут быть квалифицированы как уголовные преступления, получают реальные тюремные сроки. К такому выводу пришли эксперты Женевского центра демократического контроля над вооруженными силами (DCAF), исследовавшие проблему совместно с коллегами из Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина».
Подобный итог не удивил аналитиков DCAF, поскольку они выяснили и другой момент: по их данным, почти 40% работников системы уголовного правосудия – полицейских, прокуроров, судей – считают домашнее насилие частным делом. А 60% уверены: жертвы сами виноваты в том, что с ними произошло. Кроме того, по данным DCAF и «Ла Страда-Украина», более четырех пятых полицейских и судей в стране рассматривают случаи домашнего насилия как «семейный спор», ожидая, что жертвы простят обидчиков ради сохранения того, что в советские времена называли «ячейкой общества». Подобные дела отечественные служители закона зачастую рассматривают без присутствия жертвы, а средняя продолжительность каждого судебного слушания составляет всего 7 минут. Даже те работники уголовного правосудия, которые осознают серьезность проблемы, не всегда могут качественно выполнять свою работу, так как ограничены в возможностях.
По словам Татьяны Бачек, директора Центра помощи женщинам Деснянского района г. Киева, после обращения жертвы домашнего насилия в полицию сотрудники правоохранительных органов должны передать информацию по цепочке всем структурам, задействованным в работе с такой категорией людей. Иногда на это уходят месяцы.
Калечатся не только женские судьбы. Люди, выросшие в обстановке семейных конфликтов, взрослея, в три раза чаще становятся жертвами или агрессорами, чем те, кто не сталкивался с подобным в детстве. Если человек подвергался насилию, он сознательно или подсознательно будет пытаться узаконить это как норму.
Ребенок будет подражать противоправному поведению своих близких. Важная причина домашнего насилия – это «трансгрессия границ», когда психологические границы ребенка не замечались и игнорировались. Вырастая с мыслью о том, что такое поведение нормально, он также не будет учитывать границы других личностей.
У всей этой печальной истории есть и экономический аспект. Эксперты UNFPA подсчитали, что цена насилия по отношению к женщинам – расходы, которые в итоге несут государство и сами семьи (административные затраты, потеря имущества и работоспособности), в год в Украине составляет 208 млн долларов. При этом данные международных исследований указывают на то, что 1 доллар, вложенный в профилактику насилия, экономит 15‑20 долларов последующих затрат, связанных с агрессией.
По данным агентства УНИАН, среди европейских и североамериканских государств Украина по уровню гендерного насилия находится во второй – более позитивной – части списка. Но это не повод для самоуспокоения. В Украине лишь с 2002 г. домашнюю агрессию стали определять как административное правонарушение. Это, безусловно, был шаг в правильном направлении. Однако, по мнению экспертов, без возможности назначения уголовного наказания подобная мера неэффективна. В Европе, к примеру, насилие в семье криминализировано.
Как сообщается на официальном сайте Верховной рады, 11 января 2019 г. вступил в силу подписанный ранее Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». Он изменяет определение понятия «изнасилование», вводит термины «принуждение к сексу», «сексуальное насилие» и «домашнее насилие». Предусматриваются ответственность за принуждение к браку, незаконное проведение аборта или стерилизации, а также новые ограничительные меры для виновных или подозреваемых в домашнем насилии.
Многие украинки замалчивают проблему домашнего насилия. Но нельзя смириться с ролью жертвы. Если вы столкнулись с жертвами домашнего насилия, убедите их рассказать об этом близким людям, друзьям или обратиться в полицию. Также существуют центры бесплатной правовой помощи. Офисы этих учреждений расположены в более чем 550 населенных пунктах по всей Украине. Телефон горячей линии: 0800 213 103. Кроме того, в Киеве действуют центры правовой помощи, которые специализируются конкретно на домашнем насилии, их телефоны: (044) 566 01 19 и (044) 593 97 61.
Подготовила Юлия Паламарчук
Тематичний номер «Неврологія, Психіатрія, Психотерапія» № 1 (48) березень 2019 р.