8 листопада, 2019
Школа психотерапевта: прагматично о несуетном
Говорят, в каждом человеке заложена частица Бога.
Любопытно, что думает она о смысле человеческого существования?
Весь поток пациентов, проходящих через кабинет психотерапевта, можно условно разделить на две категории. Первая – это субъекты с незначительными или временными проблемами. Советы специалиста они принимают полностью, частично либо по каким-то обстоятельствам отторгают совсем, однако их катамнез вполне благополучный: так или иначе проблемы решаются. Вторая категория – гораздо меньшая по численности – субъекты с серьезными, глубинными проблемами, а также те, кто, полностью доверившись своему врачу, систематически вновь и вновь приходят на терапевтические сеансы и просят советов. Именно такие пациенты наталкивают психотерапевта на раздумья о «вечных вопросах» Судьбы, смысла жизни и смерти, любви и всего того, что с ними связано. Тема философская, однако, отнюдь не теоретическая, если речь идет о судьбе конкретного индивида – да взять, хотя бы, самого себя. Поэтому попробуем обсудить несуетное, руководствуясь пластами человеческого знания.
Высший пласт – мудрости Будды – достижим для немногих. Его можно образно проиллюстрировать двумя сентенциями:
- О смысле жизни. Учителя Ляна спросили: «В чем суть жизни?». В это время налетел порыв ветра, по крыше застучали первые капли дождя, и в комнату влетел мотылек. «Вот и ответ», – обрадовался Лян.
- О мудрости. Мудреца спросили: «В чем квинтэссенция человеческой мудрости?». Он внимательно посмотрел бесстрастным взглядом…
Для абсолютного большинства пациентов эти образы выглядят мудреной бессмыслицей, явно им не нужной. Попробуем найти более понятную трактовку.
Предначертанность Судьбы: эзотерические и психологические аспекты
Современная физика, исследующая вопрос о том, какова она – истинная реальность, утверждает факт предначертанности жизни, существующей в рамках непознаваемой (с точки зрения человека) неопределенности. Религиозные конфессии говорят о том же в иной формулировке: жизнь человека есть форма служения Богу. Суть не меняется.
Предопределенность жизни каждого человека, его Судьба, четко обозначена, по меньшей мере, тремя пунктами: рождение, жизнь и смерть. Наука признает существование генетической программы развития индивида. Судьба – как река, вольно течет, вписываясь в ограничительные барьеры (например, отсутствие неких способностей), а вот как субъект распорядится тем, что ему дано матушкой-природой, во многом зависит от свободы выбора. С этого момента наш разговор из сугубо теоретического переходит в практическую плоскость: исследование многовариантного предопределенного будущего.
Не будем изобретать велосипед. Практически значимые аспекты предначертанности Судьбы давно разработаны в восточных учениях в виде понятия Кармы. Не вдаваясь в философскую полемику, суть кармы может быть транслирована в известный закон причинно-следственных отношений. В широком плане это означает, что за каждый поступок, деяние личность несет полную ответственность и получает от Судьбы адекватный ответ «по жизни». При внимательном, непредубежденном наблюдении это действительно так, хотя молодым, неискушенным людям такой тезис представляется, мягко говоря, спорным. Камень преткновения лежит в вопросе: что именно человек получает в ответ? Ожидание примитивного зеркального отражения (я тебя ударил, потом – ты меня) здесь не работает. Сюжет ответа со стороны Судьбы закручен куда более тонко и может выглядеть совсем неожиданно.
Разберем пример. Человека незаслуженно ударили, а он не смог ответить; восторжествовала несправедливость. Что субъект почувствует помимо боли? Видимо, гнев, обиду, страх, желание отомстить обидчику. Вот с этими ощущениями и придется столкнуться впоследствии притеснителю, причем в полной мере! Выглядит наказание обычно несколько иначе, хотя суть остается. Скорее всего, кто-то в свою очередь унизит обидчика, например, его начальник, прилюдно оскорбив и назвав ничтожеством. Что оскорбивший при этом испытает? Да-да, те же страдания, только без легкой физической травмы. Почему эти две ситуации связаны? Да потому, что при сильном внутреннем желании обиженный всегда узнает о проблемах обидчика, ему надо лишь суметь распознать под маской ситуации идентичность проблемы. Именно так выглядит и «работает» Карма. Для лиц зрелого возраста сказанное легче понять и принять. К примеру, вспомните своего наибольшего обидчика, врага юности. Если обида действительно велика и бередит душу, то пострадавший, пусть даже через годы и десятилетия, практически наверняка получит какую-то информацию о невзгодах оскорблявшего. Опять-таки, не всегда можно с уверенностью сказать: «это адекватный ответ Судьбы»; в каждом отдельном случае многое решают опыт и позиция, т.е. отношение к затрагиваемому вопросу.
Кто-то, конечно, возразит: а причем тут одно к другому? Это даже не натяжка, а чистой воды фантазия! Справедливо. Увы, у меня нет научных аргументов по этому поводу, нет фактов ни «за», ни «против», есть лишь теория, имеющая исторические корни. Для каждого субъекта отношение к понятию Кармы сводится к банальному: хочу – верю, хочу – не верю. В пользу реальности Кармы говорит, разве что, простой факт тысячелетнего существования учения – значит, последователи имели подтверждающий опыт, и это не просто вымысел либо фантазия.
Пример: Клиента в школьные годы много «травили», он испытал страх, боль, слезы, невысказанность. В роли заводилы регулярно выступал достаточно неприятный тип. Через десятилетия пациент оказал помощь детям, как впоследствии выяснилось, жены своего кровного обидчика! Женщина была не в курсе их прошлого, взаимоотношений. Муж сам рассказал все жене и через нее искренне попросил прощения (по прошествии десятилетий!). При этом оказалось, что оскорблявший длительно и серьезно болел воспалительным заболеванием почек. Рассказывая о своем случае, клиент не знал того, что знал психотерапевт: с позиций психосоматики, болезнь почек – это страх, боль, слезы, невысказанность (Карма вернулась!).
Еще один взгляд на Карму: событие, случившееся с личностью, можно рассматривать в обратном порядке как следствие ранее совершенных выборов (действий), повлиявших на судьбу. С таким аспектом, полагаю, не станет спорить ни один психотерапевт.
Пример: пара развелась через год после свадьбы. Вопрос: а где были глаза и взрослое осознание своих действий тогда, когда молодые вступали в брак?
Элемент предначертанности проходит красной нитью через Судьбу каждой личности. В прозаической форме это, к примеру, необходимость научиться держать ложку, есть вилкой, да и вообще культурно вести себя в обществе. А для последнего умения, кстати, придется освоить многое: быть сдержанным, тактичным, скромным и т.п. Некоторым такие качества присущи изначально, другим же следует их выработать. Человека обучает либо сама Жизнь (элитарная школа, кадетское училище, ситуации на работе), либо он сам активно «лепит себя», приобретая навыки на специальных тренингах.
По логике социума, если человек поступает хорошо, то тот относится к нему благожелательно, если же, как говорят, «идет по трупам», социум его ненавидит, но боится. Если у социума хватит духу заявить свои права – он получит освобождение от тирана (вознаграждение Кармы). Но, как метко заметил кто-то из великих, каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает (опять-таки, Карма).
Возникает вопрос: зачем психологу нужны знания о теории Кармы? Во-первых, наблюдая за событиями собственной жизни, гораздо легче осознавать многие ранее непонятные вещи. Это позволяет мудро строить собственную жизнь, образно говоря, не лезть куда попало и куда тебя не просили. Во-вторых, для роста собственного профессионализма. Легко проследить взаимосвязь событий чужой жизни в кармическом аспекте и дать пациенту дельный совет (прогноз!) в понятном для него смысле (даже не используя термин Кармы, коль клиент упорно не верит в ее существование, однако признает причинно-следственную связь и ответственность за свои поступки).
В практическом плане предначертанность человеческой жизни не следует понимать вульгарно-примитивно: мол, будет так-то и никак иначе. Такое видение в корне лживо, оно является ничем иным, как профанацией идеи. Индивид всегда делает то, что считает в данный момент наиболее желаемым для себя. Поэтому главный вопрос «Может ли человек сам изменить свою Судьбу?» правильнее формулировать иначе: «Так ли вам хочется исследовать себя в новых обстоятельствах?». В приглашении в рай стоит написать: изменись сам.
Еще стоит запомнить: жизнь обычно вносит коррективы в наши планы. Это означает, что Судьба имеет иной взгляд на то, как мы должны в ней себя вести.
Пример: Вот одна любопытная, неоднозначная, а поэтому, достаточно спорная ситуация, имеющая прямую связь с законами Кармы. Сын (Ю.), 48 лет, по восточному гороскопу – Кот, всю жизнь имел напряженные отношения с родителями (по гороскопу – Крысами). Некоторое время они вообще не общались, поскольку, по мнению Ю., мать и отец сильно «досадили» ему, особенно в период его становления. В последние годы, когда родители постарели, сын материально поддерживает их (имеет такую возможность), но считает, что мать занимается эмоциональным вымогательством, требуя, к примеру, дорогие ненужные биодобавки. При этом отношения мать – сын иначе как прохладно-отчужденными назвать никак нельзя. Итак, судя по рассказу Ю., он – жертва, мать – манипулятор. Вместе с тем сын упоминал о неких обидах матери на него, причем нередких. Поскольку характер у сына, по его собственному признанию, «далеко не сахар», и меняться он не желает, то, очевидно, что основания для обид у женщины, по меньшей мере частично, справедливые. Таким образом, мы имеем обратную зависимость: мать – жертва, сын – манипулятор. Вот такая закрученная связь.
Вернемся к законам Кармы. Когда Ю. однажды зашел в гости к родителям (что происходило нечасто), у матери случилась клиническая смерть. Сын непрямым массажем сердца вернул женщину к жизни, но она, врач по специальности, категорически отказалась от госпитализации («будь что будет»). Уместен вопрос: тот факт, что драма случилась именно в редкое и короткое время посещения сына, который имел теоретический опыт реанимации, что это – случайность? Философия утверждает: случайности – лишь непознанная закономерность. Сейчас мать медленно угасает на глазах, а сын мучается. Вновь вопрос: так ли надо было «вытаскивать» женщину с того света, если после этого больно и несладко обоим? Недаром в старину говаривали о промысле Божьем.
Жизненный опыт и смысл жизни
Что нами движет? Поиск все новых позитивных ощущений плюс стремление к безопасности (точнее, наоборот). Первый опыт всегда оставляет яркие впечатления, в дальнейшем он приедается, а в старости нередко «уже ничто не радует взор». Очевидный неотрицаемый факт: все, что индивид всегда имеет и несет с собой – это его жизненный опыт. Поэтому прагматично считать, что завуалированным отражением смысла человеческой жизни в субъективном представлении есть получение (накопление) жизненного опыта. В этом плане можно смело утверждать, что суть жизни сводится к бесхитростной формуле: испытай – тогда осознаешь.
Человеку даны способности, а социумом задан путь их реализации, в рамках которого можно свободно выбирать и творить тактические схемы. Это тот элемент предначертанности Судьбы, о котором уже упоминалось выше. На практике указанное выглядит проживанием внешне схожих для всех ситуаций (детский сад, школа, институт, армия, любовь, рождение детей и т.п.). Однако каждый выносит из таких «близнецовых» событий свой уникальный опыт, попросту вынужден это сделать.
Понимание изначальной заданности условий «опыта» приносит порой неоценимую пользу в решении кризисных ситуаций, ведь заставляет принять жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой субъект хотел бы ее видеть. Именно так начинается путь к технике смирения, подводящей к автоматической разрядке фрустрации, ее мягкой коррекции.
Осознание и оформление своего жизненного опыта тесно связано с понятиями самореализации и самовыражения. Самореализация – выражение выливающегося во внешний мир внутреннего потенциала личности; не столько форма деятельности, столько глубоко внутренняя оценка успешности и соответствия глубинному замыслу этого самого потенциала. Самовыражение же отражает именно форму деятельности, включая всю гамму переживаний, ее сопровождающих.
В рамках рассмотрения темы уместно выделить (условно) восточный и западный менталитет восприятия и понимания жизни.
На Западе, в обществе тотального потребления – какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово – главный вопрос у людей от рождения до смерти, во всех сферах деятельности: «Что я еще могу иметь?». Что приобрести, что завоевать, чем обладать, что иметь – все это касается либо материальных благ, либо власти (обобщая – средств превосходства над окружающими). Такой мучительный вопрос лежит в основе действий людей западной культуры.
Для Востока, где преобладают буддизм, даосизм, конфуцианство, главный вопрос традиционно ставится иначе, не «Что я могу иметь?», а «Кем я могу быть?» или «Какой личностью я должен стать?». Образцом для подражания служит не супермен, бизнесмен-олигарх, а Мудрец, бедный, но живущий с осознанием абсолютной внутренней свободы.
В психологическом плане можно выделить три категории человеческой деятельности, такие как:
- преимущественно ментальная (точные науки, финансы, компьютерные технологии, инженерия, шахматы);
- преимущественно эмоциональная (профессии, связанные с искусством, рекламой, политикой, коммуникацией между людьми);
- преимущественно физическая (профессии тяжелого и монотонного труда, спортсмены).
Важно знать, что в любой сфере можно работать на высоком духовном уровне, среднем – обывателя и низком – лентяя и прожигателя жизни. Жизненный опыт связан с переживаниями, чаще – с суетными, иногда – со счастьем и радостью, но всегда – со страданием. Знание и мудрость даются через психологическую боль и синяки, как своего рода награда за понимание сделанных ошибок, своей глупости. По сути, мудрость – это глубокое понимание реальности.
Удивительно точно понимание жизни отражено в культуре древних народов. Так, индусы считали, что жизнь человека – это страдание («дукха»), иллюзия («майя») и игра («лила»). Что есть иллюзия и игра? Человеческий мозг постоянно прогнозирует будущее, моделируя возможные ситуации. Фактически это игра. Но ни один выбор никогда в точности не соответствует наступающей реальности. Жизнь – то, что случается, когда ждешь нечто совсем иное. Таким образом, все наши переживания есть переживание иллюзий, и как минимум отчасти это правда.
Жизненный опыт, увы, далеко не всегда бывает приятным (а как этого хотелось бы!). Напрашивается естественный вопрос: каким образом сделать жизнь эффективной? Иначе говоря, как интенсифицировать и сделать менее болезненным этот процесс? Ответ прост как рекомендация, но сложен для выполнения. Следует соблюдать принципы беспристрастности и непривязанности к прошлому и результату. Принцип беспристрастности означает овладение эмоциями и их сведение к минимуму; человек наблюдает за происходящими событиями как за игрой, в которой, по большому счету, нет проигравших и победителей, а есть только накопление жизненного опыта. Беспристрастность стоит за словами: «Если можете решить задачу – не стоит тревожиться, а если нет – тревожиться бесполезно». Привязанность к прошлому означает увлеченность любым объектом и в скрытом виде – груз долга и обязательств перед другими. Привязанность к результату сопоставима с желаниями, что всегда сопровождается скрытым, невысказанным страхом возможной неудачи. Оба вида сужают свободу действий человека. Напротив, непривязанность к прошлому и результату открывает полную свободу выбора, простор для творчества и реализации жизненной программы. Таким образом, бесстрастно рассматривая жизнь как бесконечную череду различных жизненных ситуаций, как своеобразную игру, цель которой – получение недостающего жизненного опыта, свободный в своем выборе и поиске индивид априори проживет больше ситуаций и получит больше жизненных уроков, нежели эмоциональная, скованная заблуждениями и временными псевдопривязанностями личность.
В представлениях древних майя жизнь есть ритуал стандартных ситуаций, происходящий по своим законам в соответствии с некими ритмами и циклами. Правильный выбор человека – течь вместе с жизнью, в гармонии с ритмами, и тогда он сможет сполна вкусить плоды радости, счастья и наслаждения.
В соответствии с философией буддизма китайской школы Хуайань цзун, ум есть понимание естественного хода вещей. В народе об этом говорят проще: все надо делать вовремя, следует всегда пребывать в нужном месте и в нужное время. Согласно учению Будды, человеческая жизнь – страдание, у которого есть начало, конец и пути, ведущие к освобождению от страдания.
На практике психотерапевту нередко приходится напоминать клиенту азбучную истину: то, что считают ошибкой, лишь вариант решения. Да, впоследствии большинство людей с удовольствием бы отказались от опрометчивого шага, но сотворенного не воротишь. Однако помните: именно этот шаг сделал нас, нынешних, такими умными!
Увы, многие часто зацикливаются на переживании боли потерь и полученных травм, но редко пытаются проследить, что именно привело их к такому выбору. Зря! Расследование «преступления», в котором индивид оказался жертвой, распутывание следов – это путь взросления, ведущий к мудрости. И будьте благодарны Судьбе за уроки и прозрение, не забудьте сказать ей «спасибо»! Пациенту всегда стоит с улыбкой напомнить, что мудрость, увы, порой дается лишь как осознание синяков своей (хотя лучше бы – чужой) глупости.
Философия смерти
Говоря о смысле жизни, следует исследовать также ее обратную сторону – смерть. То, что смерть есть неотъемлемый элемент жизни, понимают все, однако обыватель иррационально-панически боится даже упоминания этого слова, внутренне упорно отрицая очевидный факт: мы умираем с каждым вздохом. Смерть у большинства автоматически связывается с чувством страха. На язык психологии страх смерти можно перевести как состояние жертвы в ожидании приближения неминуемой враждебной неизвестности. На одном конце вектора находится неизвестность (априори воспринимаемая враждебно!), а на другом – пораженческая предубежденность в проигрыше (установка жертвы, «агнца на заклание»).
По свидетельству очевидцев, ощутивших переживания смерти на себе, истинную цену жизни дано понять лишь в «танце со Смертью, смотря ей в лицо»; неудивительно, что с каждым вздохом мы рождаемся вновь. Философия древних культур видела смерть как необходимый элемент трансформации человеческого духа. Мы знаем, что это произойдет, нам не дано только знать – когда? Так стоит ли печалиться о том, что нам неведомо, и что никто из нас никогда не узнает, пока не придет его время. В контексте жизнедеятельности клеток организма, мы в чем-то умираем в каждый момент времени. Известный стих японского самурая гласит: «Если бы я не знал, что всегда был мертв, я бы сейчас скорбел о смерти». Древние греки вообще относились к смерти, как к радостному событию, приветствуя ее естественное наступление. Исторический факт: чествуя в день рождения известного олимпийского чемпиона-борца, четыре сына пронесли его на щите по улицам Афин под восторженные крики народа «Умри!», и сердце его остановилось от счастья – он действительно умер с улыбкой на лице.
Смысл Смерти легко понять на примере суфийской притчи. Ученик спросил Учителя, что такое Смерть. «Дай мне что-нибудь лично свое», – попросил Учитель. Ученик подумал и вырвал свой волос. Положив его на ладонь, Учитель сказал: «Представь, что это нечто большее, чем просто волос. Теперь тебе никогда больше не придется его иметь, носить и ощущать жизнь вместе с ним. И тебе никогда не возвратить его на былое место. Да и мне никогда уже не увидеть тебя в прежнем виде». Помолчав, Учитель добавил: «А теперь представь себе, что это не волос, а твое тело».
Смерть есть неизбежный Великий Переход. Это закрытая для живых Дверь в конце тоннеля Судьбы, где и сам тоннель не виден, освещен только пройденный путь. У нас нет привычных в обыденном понимании доказательств того, что находится за пределами тоннеля. Поэтому все существующие косвенные намеки могут либо приниматься на веру, либо отвергаться, но за любым решением нет веских доказательств, кроме собственного интуитивного опыта и мироощущения.
Проблема Смерти в работе психотерапевта видится в ином. Многие люди исказили и перепутали понятия качества и длительности жизни. Представим, что человеку дается выбор: прожить один день качественной, т.е. счастливой жизни с легкой смертью или прожить жизнь полную страданий, печали, с грустным концом, зато два дня. Решение, думается, очевидно: в конце концов, становится важным лишь то, как прожита Жизнь. Вспоминается не длительность времени, а качество переживаний, плохих и хороших.
Заложенная в человеке генетическая потребность к выживанию играет с его рациональным разумом злую шутку. В цивилизованном обществе, лишенном истинной биологической борьбы за выживание, люди начинают бороться за свою жизнь не столько в прямом смысле этого слова, сколько видя целью существования само желание жить, причем как можно дольше. Налицо банальная подмена понятий: желание становится целью, и на этом фоне в обществе сформировалась система ложной мотивации.
Ложная мотивация никогда не возникает на пустом месте: всегда имеется некая причина искажения. В случае со смертью такой причиной является страх перед ней. На то есть основания. Хотя собственного опыта смерти у индивида нет, каждый имел возможность к таковому косвенно прикоснуться, потеряв ближнего либо увидев чужие страдания по аналогичному поводу. Большинство людей интроективно принимают смерть как страдание, поскольку оно предшествует смерти. Очень ярко страдания проявляются у больных раком, от боли жаждущих приблизить скорый конец.
Не менее весомый аргумент негативного восприятия смерти – страх перед неизвестностью. Иными словами, в отношении к смерти, как правило, присутствует еще одна ложная («первичная») мотивация: страха перед страхом. Уже в последующем данная «первичная» мотивация приводит ко «вторичной» – желанию жить как самоцели. Как видим, вокруг смерти сформирована целая система ложных мотиваций, поддерживающих и усугубляющих друг друга по механизму порочной замкнутой цепи.
Известно, что психика принимает прямое участие в процессах жизнедеятельности, весомо влияя на равновесие Жизни – Смерти в ту или иную сторону. Желание жить дольше как самоцель существования, видимо, действительно продлевает жизнь, но при этом негативно сказывается на ее качестве. Ложная мотивация, а тем более порочная цепь таковых, никогда не приводит человека к положительному опыту. В страстном желании жить дольше человек порой забывает о страданиях и боли, лишь бы увидеть еще один день. Но что он ему даст на самом деле? Какой позитивный опыт в такой ситуации извлечет личность (если вообще сможет)?
Подходя к порогу критического возраста и накопив необходимый для развития жизненный опыт, человек подсознательно запускает программу самоуничтожения как закон, ощущая ее действие как предчувствие смерти. В отдельных случаях резкого игнорирования и нарушения кармических программ личностью Высшая воля (эгрегор) попросту убирает такого индивида из мира, устраивая несчастный случай и преждевременную смерть. Атеисты спорят на эту тему, но опровергающих (равно как и доказательных) фактов пока не приведено.
По свидетельствам мистиков и очевидцев, человек способен вполне осознанно включать и выключать (до определенного этапа, конечно) разрушительные программы смерти, приводящие к его самоуничтожению. Впечатляющим проявлением такой возможности являются факты ухода из жизни некоторых высших монахов учений буддистского толка, которые умирали в полном осознании. Их тело при этом заживо бальзамировалось (без внешнего воздействия) и сохранялось в последующем без разложения десятилетиями.
Каждый психотерапевт обязан быть подготовленным к оказанию помощи в ситуациях смерти близкого либо приближающегося конца жизни самого субъекта. Как грамотно поступить? Факт смерти – не важно, свершившейся либо надвигающейся, – это потеря. Обычный человек реагирует на данный факт регрессивными детскими программами самосохранения и, как никто другой, нуждается в поддержке и защите. Касательно последней, она больше нужна несовершеннолетним, поскольку какую защиту может предложить психотерапевт взрослому самодостаточному индивиду перед лицом всемогущей Смерти? Никакую!
О поддержке близких
Говорят, никакими словами горю не поможешь. На самом деле, эта расхожая фраза свидетельствует лишь о том, что нужных слов никто априори не знает и сходу не сразу подберет. При первом контакте психотерапевта с субъектом важны, на мой взгляд, не столько внешне привычные слова утешения, сколько направление сознания страждущего на путь мужества и стойкости. Здесь подойдет и деликатный физический контакт (объятие – поддержка), и сдержанный (по обстоятельствам, даже с оттенком суровой жесткости) тон, но главное – собственный образ мужественной личности, свидетельствующий о личном опыте и отношении к смерти. В контексте сказанного проявления любой формы жалости недопустимы! Как показывает опыт, в кризисных ситуациях жалость, как никакая другая форма чувств, крайне вредна для становления личности. Дилетантам психотерапии стоит пояснить: не путайте проявления соболезнования, сопереживания с ненужной жалостью.
Возвращаясь к теме поддержки: красной нитью общения психотерапевта с клиентом должна пройти идея – жизнь продолжается! Скорбная, жесткая, но и светлая, радостная, такая, какая она есть. Повторим мысль: жизнь – то, что случается, когда ждешь чего-то иного.
Говоря о смерти, невозможно обойти остроугольный камень эвтаназии. Среди людей, желающих ускорить смерть либо стремящихся к ней, можно выделить по меньшей мере три категории:
Первая – вполне здоровые лица, по тем или иным причинам погрузившиеся в пучину отчаяния, не видящие (и не желающие!) иного выхода, кроме как смерть. Им социум обязан предоставить психотерапевтическую помощь.
Вторая – лица с выраженными психическими отклонениями, явно нуждающиеся в психиатрической поддержке.
Третья – те, кто прошел свой долгий и сложный жизненный путь, кого тяготит немощная либо болезненная физическая оболочка и к кому применимо ощущение усталости жить. На самом деле такие люди не стремятся к смерти, они просто тихо ожидают ее, моля Бога об уменьшении физических страданий. Именно эта категория должна получить от общества свободу выбора в форме возможности эвтаназии. Такой подход видится по-настоящему гуманным.
Эталон любви
Ощущая тревогу, мы мысленно возвращаемся в обстановку детства, где чувствовали себя любимыми, окруженными теплом внимания и заботы близких. Неудивительно, что отправной точкой результативной и позитивной психологической работы над собой является тезис «полюби себя».
Неосознанная любовь к себе закладывается с детства генными программами. В последующем перипетии жизни коверкают чистые чувства ребенка. Во взрослом состоянии понимание любви зачастую трансформируется до неузнаваемости. Изначальный образец, истинная любовь, превращается в грустное подобие. Что же такое истинная любовь?
На вопрос о любви к себе первым порывом, ответом обывателя безапелляционно будет: уж он-то точно себя очень любит. Это считается естественным состоянием. На самом деле мало кто (во всяком случае, среди тех, кто имеет выраженные психологические проблемы) задумывается об этом по-настоящему. Привычная сознанию «картинка» любви на деле нередко оказывается губительным мифом. Чрезмерные ее проявления трактуются и осуждаются обществом как эгоистические.
В понимании любви стоит выделить две ее разновидности: эгоистическую и истинную. Неискушенному человеку, впервые испытавшему совершенно необычные, потрясающе яркие ощущения подъема счастья, невозможно, да и не нужно понимать, какая разновидность любви захватила его. Он счастлив – и это главное. Лишь много позже, ощутив подобное еще раз (иногда и помногу), индивид сможет сказать: это было то, а то было это. Психотерапевту, однако, следует сразу распознать, с какой разновидностью любви и счастья он столкнулся в проблеме клиента. Даже если речь идет о прошлых чувствах, отпечаток пережитого опыта накладывается на текущее состояние, переживаемые «здесь и сейчас» эмоции и мысли, влияющие на поведение. Таким образом, необходимо кристально ясное понимание психологии любви.
Эгоистическая любовь подразумевает изменение мира «под себя». Яркая иллюстрация такой позиции отражена в тексте некогда популярной песни А. Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». По сути, это позиция: «я» – больше чем мир. Критерий ложной любви – наслаждение – приходит от обладания предметом вожделения.
Истинная любовь означает иррациональное признание совершенства мира, в котором о себе попросту забываешь. Это ощущение откровения. Оно внезапно пронизывает и потрясает все естество, и мир видится совсем иным. В мире истинной любви, по сути, нет места образованию «эго». Что может освободить индивида от желаний «эго»? Любовь ко всему сущему, оборачивающаяся смирением и светлым примирением. Критерий истинной любви – добровольное и ненасильственное низвержение деспота своего «эго». Это событие помогает раскрыться крыльям просветления.
Проявлением любви является сострадание в чистом виде, но в форме не страдания, корень которого присутствует в слове, а отстраненного понимания страдания иной души. Именно отстраненность от ситуации позволяет личности, как говаривали в старину, не препятствовать «промыслу Божьему вершить свой суд». Действительно, всем известен феномен: чем больше ты любишь, тем меньше любят тебя; чем сильнее родительская любовь, тем крепче зависимость от детей и меньше благодарности от них. О такой любви говорят – слепая, приносящая одни страдания, причем обеим сторонам. И наоборот, недостаток любви толкает личность на ее активный поиск. Так, неполучение ласки сыном от матери, которая занимается проституцией, вызывает в нем реактивное образование – самозабвенную любовь к ней, недостатки которой он прекрасно видит, однако прощает.
Каждому человеку в качестве маяка и эталона дан опыт истинной любви. Он накрепко (сущностно) запечатлевается в сознании, и этот опыт любой индивид может по желанию всегда легко вызвать в памяти. Если закрыть глаза, расслабиться и погрузиться в воспоминания детства, в сознании предстают те безмятежные давние мгновения, когда ребенок оставался наедине с природой: светило солнце, были изумрудная пушистая трава, одуванчики, запах моря и т.п. Впечатления так четко врезаются в память! По моим наблюдениям, эти воспоминания относятся ориентировочно к трехлетнему возрасту. В них всегда присутствует тепло лета, единение с природой и отстраненность от общества. Главный маркер истинной любви – глубинное ощущение того, что у вас уже все есть, и ничего большего не надо… «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!..» После усвоения эталона счастья растущая личность начинает по-новому относиться к реальному миру, и наступает знаменитый кризис трехлетнего возраста. А дальше – «все суета сует» (Экклезиаст), но ориентир, к которому следует стремиться – всегда с вами.
Каждый человек проходит этап эгоистической любви, другое дело, насколько долго он на нем задержится… «Любимая (любимый), я тебя люблю, но эта черта характера мне в тебе не нравится» – эта фраза описывает эгоистическое понимание любви, но отнюдь не истинное!
Что значит полюбить себя (другого) во взрослом представлении? В простейшей интерпретации – это принять таким, каков индивид есть на момент своей жизни. Ничего не осуждать в себе, отстраниться от чувств вины и стыда, дать полную свободу мыслям, чувствам и поступкам. Негативное ощущение собственных недостатков означает, что человек не принимает себя таким, каким он есть в определенный момент. Можно сказать, «зажат». Естественно, такая форма любви к себе не может считаться полноценной, а значит, ее следует отнести к искаженной, или эгоистической.
Борьба с недостатками должна заключаться в изменении мировосприятия, мировоззрения и модели поведения, но никак не в разрушающем стремлении осудить себя за недостатки. Стоит вспомнить, что любой первоначальный выбор изначально продиктован положительными намерениями личности. Его повторение в изменившихся условиях, когда и выбор, и дальнейшее поведение становятся неадекватными, продиктовано особенностями (в чем-то несовершенством) человеческой организации рационального ума. Винить себя за это несовершенство глупо. Любой выбор означает «или – или», и множественное повторение такой ситуации называется сомнением. Это «вечное» колебание между альтернативными возможностями. Такой поистине сумасшедший процесс надежнее всего разрушает целостное мировосприятие и заметно повышает риск ошибки. Что поделать, бутерброд всегда падает маслом вниз.
Проблема любви тесно связана с осмыслением понятий добра и зла, справедливости и несправедливости. В философском аспекте таких понятий в абсолюте не существует. Они выдуманы человеком для описания взаимоотношений с окружающим миром с его точки зрения и потому изначально относительны. Что для одной личности – добро и справедливость, для другой может означать зло и несправедливость. Содержание этих понятий зависит от позиции индивида и широты его взглядов. Философ за любой локальной несправедливостью и мелким злом увидит глубину справедливости, добра и Божественной любви. Однако каждый человек рождается далеко не философом. Обычно такие знания приобретаются в лишениях лишь благодаря настойчивому желанию что-то понять в этой жизни.
Многие психологические комплексы закладываются интроективно и связаны с переживаниями вины. Правильный путь терапии состоит в их осознании. Процесс сам по себе является мощным корригирующим стимулом, раскрепощающим человеческую личность. Рецепт и рекомендации по избавлению от интроективных переживаний вины просты: в философском смысле никто ничего никому не должен, кроме как своей Душе. За все личность несет персональную ответственность, прежде всего перед самой собой, и коллизии Судьбы ясно показывают, насколько индивид честно и качественно работает над собой. Смысл жизни больше, чем выживание. Когда человек становится Мастером (сумел освоить мудрость духовной работы над собой), уже не суть важно, что именно в обычной жизни он делает. В конце концов оказывается, что за внешне разными формами и техническими приемами каждый Мастер (духовная личность) в своем творении отражает единое трансцендентное предначертание.
Что есть в контексте сказанного негативно воспринимаемая в себе черта характера? «Неудобная» означает проблему, с которой человеку предстоит столкнуться в своей жизни. При этом правильное решение отмывает черные и серые пятна в картине самосознания, под которыми проступают яркие натуральные краски. Наиболее часто мешают, искажают правильное видение жизненных ситуаций и самого себя такие эмоции (и связанные с ними мысли), как страх и агрессия.
В любой, даже самой сложной ситуации психотерапевт обязан донести до своего клиента основополагающий тезис: жизнь никогда не ставит перед человеком непосильной и непреодолимой задачи. Все проблемы априори принципиально решаемы, важно лишь принять позитивную точку зрения.
Сложности принятия решения уходят корнями в понятия желания и намерения. Термин «намерение», как некая психологическая конструкция, впервые встречается в работах К. Кастанеды. Под намерением понимают осознанное желание, слившееся с волей. Желание – одно, намерение – другое. К примеру, я желаю получить повышение зарплаты, но ничего для этого не делаю. Или, напротив, беру дополнительную работу. Именно намерение позволяет человеку что-то изменить в своей жизни, проявив тем самым свою, данную изначально «свободу выбора».
Принятие себя таким, каким индивид «явлен миру», по сути, близко православному представлению о смирении. Здесь заложена проблема дуальности, краеугольный камень дальнейшей работы над собой. Принятие (или непринятие) правильного, адекватного решения – это дилемма, два разных берега течения жизни. Образно говоря, личность либо там, либо здесь, другого не дано. Невозможно стоять двумя ногами сразу на двух берегах. Неприятие означает отторжение, а следовательно, возмущение и иные формы агрессии, вплоть до грубого насилия. Принятие же подразумевает внутреннее смирение и неустанный поиск смысла неприятной ситуации. Секретный ключ к правильному пониманию проблемы заключен в подходе. Единственная правильная позиция: «Чему меня должна научить возникшая ситуация, какой опыт следует из нее извлечь?». Это эволюционная, универсальная парадигма. Она дает реалистичный взгляд на жизнь и показывает глубинный смысл имеющихся проблем, окрашивая бытие ощущением счастья.
Каким способом лучше всего давать «старт» психокоррекционной работе? Эффективно сдвигает точку сборки в самомировосприятии, видении любви по отношению к самому себе, принятии себя и смирении с текущей ипостасью (образом) личности нестандартный вопрос: «Если вы, самый близкий себе человек в этом подлунном мире, не любите себя в полной мере, то кто же другой в этой суете сможет полюбить Вас сильнее?».
Тематичний номер «Неврологія, Психіатрія, Психотерапія» № 3 (50) жовтень 2019 р.