4 липня, 2016
Использование нитрофурантоина для лечения инфекций мочевыводящих путей у женщин зрелого возраста
Нитрофурантоин – антибиотик, широко применяемый для лечения неосложненных инфекций мочевыводящих путей. Однако при использовании данного препарата у пациентов с нарушенной функцией почек его концентрация в моче может быть субтерапевтической. Снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) – распространенная патология среди пациентов пожилого возраста: более чем у 25% лиц в возрасте 65 лет и старше СКФ составляет <60 мл/мин/1,73 м2. Нитрофурантоин, как правило, не рекомендуется для применения у пациентов с СКФ <60 мл/мин/1,73 м2, однако рациональность данной стратегии не была подтверждена крупными исследованиями.
Чтобы определить, целесообразно ли использование нитрофурантоина у пациентов со сниженной функцией почек, в провинции Онтарио (Канада) было проведено ретроспективное популяционное исследование с участием 9223 женщин пожилого возраста (средний возраст – 79 лет) со сниженной СКФ (в среднем 38 мл/мин/1,73 м2) и 182 634 женщин с относительно высокой СКФ (в среднем 69 мл/мин/1,73 м2). Им был назначен 1 из 4 исследовавшихся препаратов (ципрофлоксацин, нитрофурантоин, норфлоксацин или триметоприм/сульфаметоксазол). В обеих когортах нитрофурантоин был наиболее часто назначаемым антибиотиком (40,5 и 38,7% всех назначений соответственно), средняя доза препарата составила 200 мг/сут, а средняя продолжительность антибактериальной терапии – 7 дней. Оценка проводилась с учетом двух результатов лечения, которые свидетельствовали о его неэффективности в последующие 14 дней: необходимость в назначении второго антибиотика или госпитализации.
Среди пациенток со сниженной СКФ лечение ципрофлоксацином или норфлоксацином ассоциировалось с более низкой вероятностью назначения второго антибиотика в течение периода исследования по сравнению с нитрофурантоином (для каждого из сравнений: 6,5 vs 13,8%; отношение шансов – ОШ – 0,44; 95% доверительный интервал – ДИ – 0,36-0,53). Аналогично при приеме ципрофлоксацина или норфлоксацина наблюдалась более низкая вероятность обращения за медицинской помощью по сравнению с нитрофурантоином (ципрофлоксацин и нитрофурантоин: 1,1 vs 2,5%; ОШ 0,41; 95% ДИ 0,25-0,66; норфлоксацин и нитрофурантоин: 1,2 vs 2,5%; ОШ 0,46; 95% ДИ 0,29-0,72). На фоне использования триметоприма/сульфаметоксазола оба неблагоприятных исхода регистрировались реже, чем при приеме нитрофурантоина (12,6 vs 13,8% и 2,1 vs 2,5% соответственно), но ни одно сравнение не оказалось статистически значимым. Результаты были схожими у пациенток с относительно высокой СКФ. При приеме триметоприма/сульфаметоксазола потребность в назначении второго антибиотика возникала реже по сравнению с нитрофурантоином. Кроме того, как и предполагалось, у участниц исследования с высокой СКФ положительный эффект на фоне терапии любым из препаратов фиксировался чаще.
У женщин пожилого возраста с инфекцией мочевыводящих путей применение нитрофурантоина в большинстве случаев оказывалось неудачной стратегией лечения по сравнению с использованием других антибиотиков (вне зависимости от функции почек). В этом исследовании отказ от назначения нитрофурантоина при легком или умеренном снижении СКФ себя не оправдал.
Singh N., Gandhi S., McArthur E. et al. Kidney function and the use of nitrofurantoin to treat urinary tract infections in older women. Canadian Medical Association Journal. 2015; DOI: 10.1503/cmaj.150067.
Подготовила Дарья Коваленко