3 березня, 2020
Борьба с лекарственно-устойчивым туберкулезом в Беларуси
Резистентный к лечению туберкулез (ТБ) является серьезнейшей проблемой во всем мире. Согласно опубликованному ВОЗ Глобальному докладу о борьбе с туберкулезом 2019 г., ТБ, устойчивым к рифампицину – основному противотуберкулезному препарату с 1970-х гг., больны почти 0,5 млн человек. Наибольшая доля больных лекарственно-устойчивыми формами ТБ проживает в Индии (27% от общего числа новых случаев заболевания, регистрируемых во всем мире).
Порядка 390 тыс. человек инфицированы ТБ, устойчивым не только к рифампицину (78%), но и к изониазиду (препарат первой линии с 1950-х гг.). Такая форма заболевания классифицируется как туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ).
Наряду с РФ и Украиной Беларусь – одна из трех стран Восточной Европы, в которых отмечается наиболее высокая доля больных МЛУ-ТБ среди инфицированных ТБ. Согласно опубликованному ВОЗ Отчету по мониторингу и эпиднадзору за туберкулезом в Европе 2019 г., в 2017 г. в Беларуси отмечалась самая высокая доля больных МЛУ-ТБ среди ранее нелеченых пациентов (629 из 1690, или 37,2%).
Национальная программа Беларуси по борьбе с туберкулезом начала применять схемы лечения на основе бедаквилина в июне 2015 г. Эта работа осуществлялась в соответствии с временным руководством ВОЗ, в том числе содержащимися в нем критериями для назначения бедаквилина и рекомендациями относительно процедуры информированного согласия и активного фармаконадзора за побочными эффектами. С тех пор эффективность бедаквилина была подтверждена несколькими исследованиями. Так, в рамках когортного исследования, проведенного в Беларуси в 2018 г. с участием 181 пациента с различными формами лекарственно-устойчивого ТБ, включая МЛУ-ТБ, был достигнут показатель излечения 93%.
В Беларуси широко применяется экспресс-тест по методу Xpert MTB/RIF, который дает возможность одновременно диагностировать ТБ и выявлять устойчивость к рифампицину. Согласно Глобальному докладу о туберкулезе 2019 г., все диагностические лаборатории, выполняющие тестирование на ТБ в Беларуси, оснащены оборудованием, необходимым для использования этого метода диагностики.
Тем не менее в рамках национальной программы по борьбе с ТБ диагностика по-прежнему осуществляется преимущественно по обращению пациентов, а не в результате активного выявления больных ТБ. Это является проблемой, поскольку многие больные активной формой ТБ на ранних стадиях заболевания не имеют симптомов и, как правило, не обращаются за медицинской помощью.
В сотрудничестве с ВОЗ, Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и организацией «Врачи без границ» Беларусь также работает над устранением препятствий для доступа к лечению, одним из которых является высокая стоимость лекарственных препаратов.
Странам, закупающим лекарственные средства через Глобальный механизм закупки противотуберкулезных препаратов и диагностических средств, действующий в рамках управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов, держатель патента на бедаквилин компания Johnson & Johnson продает этот препарат по цене 400 долл. США за 6-месячный курс. На свободном рынке стоимость бедаквилина в 3 раза выше, что делает этот препарат недоступным для многих пациентов, в том числе в Беларуси. При этом бедаквилин – только одно из целого ряда дорогостоящих лекарственных средств, входящих в схемы лечения ТБ.
С 2015 г. Министерство здравоохранения Беларуси и «Врачи без границ» также обеспечивают пациентов продуктовыми пайками, а Глобальный фонд совместно с «Врачами без границ» выдают им талоны на проезд в общественном транспорте и оплачивают видеоконтролируемое лечение, включая необходимое для этого подключение к сети Интернет. Такая поддержка позволяет пациентам продолжать лечение на дому, что сокращает риск дальнейшего распространения лекарственно-устойчивого ТБ. На сегодня в Беларуси на видеоконтролируемом лечении находятся около 1 тыс. пациентов.
С начала реализации национальной программы в Беларуси масштабы лечения лекарственно-устойчивого ТБ были расширены и был обеспечен охват практически всех пациентов с МЛУ-ТБ. Из 30 стран с тяжелым бременем МЛУ-ТБ достичь таких показателей охвата удалось только Беларуси и Казахстану.
По оценкам ВОЗ, в 20 из 30 стран с тяжелым бременем МЛУ-ТБ охват лечением составляет менее 50%, а по данным исследования, опубликованного в международном журнале «Туберкулез и легочные заболевания» в январе 2018 г., в 32 государствах в период со ІІ полугодия 2015 г. по І полугодие 2017 г. лечение бедаквилином или деламинидом получили только 15,7% из 69 213 нуждающихся в нем пациентов, не считая тех, кто прошел лечение в контексте клинических исследований или экспериментального применения препаратов.
Согласно данным Глобальной обсерватории ВОЗ по научным исследованиям и разработкам в области здравоохранения, в настоящее время на этапе клинических исследований III фазы находятся 7 новых противотуберкулезных препаратов, в том числе 3 антибиотика и 4 вакцины. Кроме того, в ходе клинических исследований IIb фазы вакцины-кандидата M72/AS01E было установлено, что она обеспечивает высокий уровень защиты от ТБ у лиц с признаками латентной туберкулезной инфекции. Если результаты исследований подтвердятся, появление новой вакцины может произвести настоящую революцию в области профилактики и лечения ТБ.
При этом, какими бы многообещающими ни были новые препараты, их внедрение должно осуществляться в рамках комплексного подхода, аналогичного применяемому в Беларуси. Более того, эту работу потребуется подкрепить проведением более широких социально-экономических реформ, необходимых для борьбы с этим заболеванием. Поэтому по-настоящему комплексный ответ на эпидемию ТБ должен предполагать принятие мер по сокращению масштабов бедности и укреплению социальной защиты населения.
Официальный сайт ВОЗ: www.who.int
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 3 (472), лютий 2020 р.