27 березня, 2015
Эректильная дисфункция у пациентов с сахарным диабетом 2 типа
Эректильная дисфункция (ЭД) – стойкая неспособность достигать или поддерживать эрекцию, достаточную для удовлетворения сексуальной функции. Сахарный диабет (СД) является одной из наиболее распространенных причин ЭД.
Распространенность ЭД среди мужчин с СД варьирует от 35 до 90%. В исследовании MMAS у мужчин, получавших терапию по поводу этой патологии, вероятность наличия ЭД была в 3 раза выше, чем у пациентов без СД. ЭД у мужчин с диабетом развивается на 10-15 лет раньше, является более тяжелой, ассоциируется с более низким качеством жизни и хуже поддается пероральной терапии по сравнению с таковой у пациентов без СД. Как показало исследование MALES, мужчины с СД характеризовали свою ЭД как более тяжелую и чаще обращались за медицинской помощью по поводу этого расстройства, чем мужчины, не имеющие этого заболевания.
У пациентов с СД хроническая гипергликемия является ведущим метаболическим нарушением и играет первоочередную роль в развитии микро- и макро- сосудистых осложнений. Однако до сих пор не существует единой точки зрения о том, можно ли с помощью контроля гликемии уменьшить значимость СД как фактора риска ЭД. В ряде обсервационных исследований было установлено, что неадекватный контроль гликемии, определяемый по более высоким значениям гликозилированного гемоглобина (HbA1c), ассоциировался с повышенным риском СД, в то время как в других исследованиях эта ассоциация отсутствовала. Причины расхождения результатов этих работ являются предметом обсуждения; однако следует отметить, что мужчины с СД могут иметь множество сопутствующих заболеваний, включая артериальную гипертензию (АГ), избыточный вес и ожирение, метаболический синдром (МС), атерогенную дислипидемию, курение, автономную невропатию и т. д., которые сами являются факторами риска ЭД. Кроме того, в разных исследованиях использовались неодинаковые подходы к диагностике ЭД и статистические методы, что могло повлиять на конечные результаты.
Цель настоящего исследования – оценить распространенность ЭД в популяции мужчин с СД и установить значимость отдельных факторов риска в развитии нарушений эректильной функции.
Материал и методы
Для анализа использовали данные 555 мужчин – участников исследования CAPRI (CAmpanian post-PRandial hyperglycemia group). Критериями включения были диагноз СД 2 типа (длительность заболевания от 6 мес до 10 лет), возраст 35-70 лет, индекс массы тела (ИМТ) ≥24кг/м2, HbA1c ≥6,5%, лечение с помощью диеты или пероральных гипогликемических препаратов. В исследование не включали пациентов, нуждавшихся в инсулинотерапии, с сопутствующими хроническими заболеваниями (почек, печени, кардиоваскулярными) и недавно перенесенными острыми заболеваниями.
Все пациенты заполнили специальную анкету, вопросы которой касались образа жизни. Эректильную функцию оценивали по шкале IIEF-5 (International Index of Erectile Function), состоящей из вопросов 2, 4, 5, 7 и 15 шкалы IIEF-15. Оценка >21 балла соответствовала отсутствию ЭД; 17-21 – легкой ЭД; 12-16 – умеренной, 8-11 – среднетяжелой и 1-7 баллов – тяжелой ЭД. Клиническое обследование включало определение ИМТ, индекса «окружность талии/окружность бедер» и измерение артериального давления (АД). Диагноз АГ устанавливали при уровне АД >140/90 мм рт. ст. или в случае лечения антигипертензивными препаратами. МС диагностировали согласно рекомендациям АТР III для мужчин, т. е. по наличию ≥3 критериев из следующих: абдоминального ожирения (окружность талии >102 см), низкого холестерина липопротеидов высокой плотности (ЛПВП;150 мг/дл), повышенного АД (≥130/86 мм рт. ст.) и патологического гомеостаза глюкозы (глюкоза плазмы натощак 110 мг/дл). Атерогенную дислипидемию определяли как сочетание триглицеридов >200 мг/дл и холестерина ЛПВП
Результаты
У большинства пациентов уровень HbA1c превышал 7%, что в настоящее время рассматривается как неадекватный контроль гликемии. Распространенность метаболического синдрома, АГ и атерогенной дислипидемии составила 69,5; 56,9 и 21,8% соответственно. ЭД страдали 6 пациентов из 10, причем распространенность тяжелой ЭД резко увеличивалась с возрастом (табл. 1).
Вклад различных факторов в риск развития ЭД представлен в таблице 2. Средний уровень HbA1c был значительно выше у мужчин с ЭД по сравнению с пациентами без ЭД (8,7±1,0 vs 7,8±0,9%, р=0,01). Физическая активность оказывала протекторный эффект в отношении ЭД.
Обсуждение
В настоящем исследовании среди более 500 мужчин с избыточным весом и СД эректильная дисфункция была диагностирована у 60% пациентов, в том числе тяжелая ЭД – у 23%. Интересно отметить, что около 40% мужчин ранее обращались за медицинской помощью по поводу сексуальных проблем, и 32% использовали ингибиторы фосфодиэстеразы-5. Исследование также показало, что неадекватный контроль гликемии, оцениваемый по уровню HbA1c, является значимым фактором риска ЭД.
Как и в предыдущих работах, в нашем исследовании было продемонстрировано, что с возрастом и увеличением длительности СД риск развития ЭД повышается. АГ, ожирение и гиперлипидемия, характеризуемая как высокий общий холестерин/холестерин липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и низкий холестерин ЛПВП, часто сопутствуют диабету, а у мужчин с СД являются независимыми факторами риска ЭД. Засуживают внимания результаты двух популяционных исследований с участием мужчин с СД 2 типа, проведенных с США и Китае, в которых показано отсутствие корреляции между уровнями липидов (общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, триглицеридов) и риском ЭД. Авторы этих исследований пришли к выводу, что дислипидемия сама по себе не играет существенной роли в повышении риска диабетической ЭД. Напротив, в нашем исследовании было установлено, что наличие смешанной дислипидемии, так называемой диабетической, или атерогенной, было достоверным и незави- симым фактором риска ЭД. Эта форма дислипидемии часто встречается у больных СД и характеризуется высокими уровнями триглицеридов и низкими – холестерина ЛПВП. В нашем исследовании атерогенная дислипидемия присутствовала у 21% мужчин с СД. Важно отметить, что характеристики этого типа дислипидемии представляют собой два критерия для установления диагноза
«метаболический синдром». МС является независимым фактором риска ЭД; в исследованной популяции мужчин с СД 2 типа наличие МС повышало риск развития ЭД более чем в 2 раза.
Малоподвижный образ жизни, определяемый как затраты на физическую активность средней интенсивности и интенсивную
Заключение
У мужчин с СД 2 типа неадекватный контроль гликемии ассоциируется с повышенным риском ЭД. Ожирение, АГ, МС и атерогенная дислипидемия являются независимыми факторами риска ЭД, в то время как высокая физическая активность позволяет сохранить эректильную функцию. Полученные результаты подчеркивают важность рекомендации современных медицинских руководств о том, что интенсивное изменение образа жизни должно быть первым шагом в лечении СД 2 типа.
Статья печатается в сокращении.
Список литературы находится в редакции.
International Journal of Impotence Research. 2010; 22(3): 204-209
Перевел с англ. Алексей Терещенко
«Медична газета «Здоров’я Украiни 21 сторiччя»/№15-16/2010