Показатели нарушения целостности эндотелия при остром коронарном синдроме

28.08.2015

>>__Известно, что дестабилизация существующих атеросклеротических бляшек связана с системным воспалительным процессом [2, 5, 17]. В проспективном исследовании, в котором было изучено около 50 тысяч случаев инфаркта миокарда (ИМ) с повышением сегмента ST (STEMI) и без повышения сегмента ST (NSTEMI), установлено, что среди пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС) нарушения функции почек были выявлены у 30% пациентов со STEMI и более чем у 40% — среди больных с NSTEMI. Усиливающаяся зависимость существовала между стадией хронической болезни почек (ХБП) и летальностью, с многократным увеличением риска смерти даже у больных с ранней 3-й стадией ХБП [3, 8]. Установлено, что сниженная функция почек достоверно не связана с размерами бляшки или ее увеличением при измерении методом внутрисосудистого ультразвукового исследования [7, 16]. Полагают, что и повышение количества кардиальных явлений у больных с почечной дисфункцией не может быть обусловлено только увеличением размеров бляшки; главные неблагоприятные кардиальные события у больных с нарушением функции почек связываются с состоянием эндотелия и коронарной бляшки, ее нестабильностью [1, 3, 9]. Однако, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время практически отсутствуют объективные показатели повреждения эндотелия при развитии ОКС, в связи с чем целью работы было определение морфофункционального состояния эндотелия при ОКС.

Материалы и методы исследования

вверх

Обследовано 43 больных с ОКС, у которых в процесс лечения в отделении реанимации и интенсивной терапии были выявлены нарушения функции почек, а также 24 больных гипертонической болезнью (ГБ). Среди обследованных: мужчин — 37, женщин — 30, средний возраст — 52,5±5,6 года. Контрольную группу составили 14 здоровых лиц аналогичного возраста без выраженных признаков патологии почек и сердечно-сосудистых нарушений. Диагноз ГБ, ишемической болезни сердца (ИБС) и ОКС устанавливали в соответствии с рекомендациями Украинской ассоциации кардиологов (2014) и AHA/ACCF (2013). Диагноз ХБП устанавливали в соответствии с рекомендациями Украинской ассоциации нефрологов (2005).

Всем больным было проведено комплексное клиническое обследование с учетом жалоб, данных анамнеза, объективных и дополнительных методов исследований: клинические анализы крови и мочи, биохимичес­кие показатели — функциональные пробы печени, почек, показатели липидного обмена; электрокардио­графия в покое, суточное мониторирование артериального давления и электрокардиограммы (ЭКГ), рентгентелевидение органов грудной клетки, количественная двухмерная эхокардиография и эхосоноскопия почек. В тех случаях, когда уровень тропонина І не превышал 1,5 нг/мл, а на ЭКГ не появлялся зубец Q, был установлен диагноз нестабильной стенокардии. Для обеспечения более объективной оценки особенностей структурного повреждения эндотелия у больных ХБП и ОКС использовали дополнительные критерии оценки проявлений патологических изменений в коронарных сосудах на клеточном уровне.

Количество циркулирующих клеток эндотелия (ЦЭК) в крови определяли по методу J. Hladovec в модификации C. Boos [4]. В обогащенной тромбоцитами плазме крови определяли:

  • концентрацию растворимого Ve-кадгерина в сыворотке крови иммуноферментным методом с помощью тест-систем фирмы Bender Medsystems (Австрия);
  • концентрацию РАРР-А — с использованием тест-системы фирмы DRG (Германия);
  • концентрацию альбумина в моче — с использованием тест-системы «Альбумин-ИФА» ООО НВЛ «Гранум» (Украина).

Результаты и их обсуждение

вверх

При госпитализации больные с клинической картиной ОКС были разделены по изменениям на ЭКГ на две группы: больные с подозрением на ИМ без зубца Q и больные с нестабильной стенокардией (НС). У всех больных отмечались незначительные нарушения азотовыделительной функции почек, которые соответствовали I–II стадии ХБП. Больным, у которых на ЭКГ не было обнаружено зубца Q, дополнительно проводили анализ крови для определения уровня тропонина крови (таблица).

Таблица. Показатели целостности эндотелия у больных с острым коронарным синдромом

Показатель

Инфаркт миокарда без зубца Q (n=23)

Нестабильная стенокардия (n=21)

Гипертоническая болезнь (n=24)

Контрольная группа (n=18)

Количество ЦЭК,
ед./мл

19,5±1,7*#

17,9±1,9*

12,4±2,5*

3,2±0,7*

VE-кадгерин,
нг/мл

1,081±0,195*

0,982±0,120*

0,812±0,119*

0,309±0,120

Тропонин I,
нг/мл

2,52±0,51*

1,5±0,18

Не определяли

Не определяли

PAPP-A,
мкг/мл

1,12±0,09*#

0,75±0,04

0,37±0,10

0,18±0,08

Примечания: * — р<0,05 по сравнению с группой контроля; # — р<0,05 по сравнению с группой больных с гипертонической болезнью; ЦЭК — циркулирующие клетки эндотелия.

Анализ полученных результатов показал, что плазменная концентрация VE-кадгерина, а также количество ЦЭК — показателей нарушения целостности эндотелиального монослоя, у больных ОКС и ГБ была достоверно выше, чем у больных ГБ. По данным литературы предполагается, что клетки слущенного эндотелия в крови с кластером дифференциации CD-146 являются апоптозными клетками [10, 12, 15]. Авторами было установлено, что у лиц с альбуминурией содержание апо­птозных клеток эндотелия и факторов его адгезии — выше, чем у больных без таковой (p<0,01). Это может свидетельствовать о том, что содержание VE-кадгерина и количество ЦЭК изменяется синхронно и связано с нарушением целостности эндотелия как в артериальных сосудах, так и капиллярах почек.

У пациентов всех групп было обнаружено достоверное (p<0,05) увеличение количества ЦЭК относительно контрольной группы. Наиболее значительное количество клеток слущенного эндотелия наблюдалась у больных ОКС, что отображает значительные нарушения целостности эндотелия и, по-видимому, дестабилизацию атеросклеротической бляшки. Данные исследования показали также, что в группе больных ГБ содержимое ЦЭК повышалось менее значительно, чем у больных ОКС, но было больше, чем в группе контроля (р<0,05). Возможно, это связано с нарушениями в эндотелиальном монослое под воздействием усиленного напряжения сдвига [6, 11]. Об этом свидетельствует тот факт, что у больных ОКС и у больных ГБ содержимое VЕ-кадгерина было достоверно выше, чем в группе контроля (p<0,01). Поскольку в процессах дифференцирования клеток эндотелия и их апоптоза VЕ-кадгерин играет большую роль как специфическая молекула клеточной адгезии [9], увеличение содержания растворимого VE-кадгерина свидетельствует о существенных нарушениях структурной целостности эндотелиального монослоя у больных ГБ, особенно при ОКС.

Одним из прогностически значимых маркеров воспаления и повреждения эндотелия, специфичность которого подтверждена и отечественными, и иностранными авторами, является PAPP-A — цинк-содержащая металлопротеиназа, которая синтезируется в эндотелиальных клетках в ответ на повреждение и может принимать участие в деградации структуры внеклеточного матрикса [14]. При аутопсии у больных ИБС, умерших внезапно, были обнаружены повышенные уровни РАРР-А в поврежденных атеросклеротических бляшках [13]. Результаты данного исследования, показавшие достоверное увеличение ее активности у больных ОКС, согласуются с данными литературы о повышении экспрессии РАРР-А в легкоранимых атеросклеротических бляшках. В ряде работ показано, что при сердечно-сосудистых заболеваниях РАРР-А может выступать в роли более чувствительного маркера повреждения венечных артерий, чем тропонин или креатинфосфокиназа [18]. Однако насколько активно она принимает участие в разрушении фиброзной капсулы атеросклеротической бляшки по сравнению с матриксными металлопротеиназами макрофагов и фибробластов при развитии острого коронарного синдрома — еще не установлено. В обследованных авторами больных отмечена также тенденция (p<0,1) к увеличению концентрации РАРР-А в группе больных ГБ, что может свидетельствовать о начале повреждении эндотелиального монослоя и в данной группе больных. Полученные данные об однонаправленных изменениях плазменной концентрации и РАРР-А и VЕ-кадгерина у больных ОКС подтверждают гипотезу о том, что их содержание изменяется синхронно с нарушением целостности эндотелия в нестабильных бляшках. Обнаруженные нарушения имеют прогностическое значение и могут служить критерием эффективности терапии.

В настоящее время основной гипотезой патогенеза атеросклероза и ИБС является развитие хронического воспаления в сосудистой стенке [16]. Полагают, что хронический воспалительный процесс при ХБП также может приводить к развитию острых коронарных явлений. В работе A. Recio-Mayoral и соавторов было продемонстрировано, что показатели дисфункции эндотелия и маркеры атеросклероза коррелируют со степенью воспаления у больных ХБП [7]. Вместе с тем, утверждать, что увеличение содержания цитокинов и молекул адгезии в цельной крови является фактором, отражающим выраженность локального нарушения целостности эндотелия, с полной уверенностью не представляется возможным. Степень поражения коронарных артерий по данным ангиографии также не является прогностическим признаком ОКС, поскольку более чем в 50% случаев ИМ развивается на фоне сужения коронарных артерий, не достигающего 50%. Более того, в настоящее время признано, что у значительной части пациентов с клиническими проявлениями ИБС отсутствуют традиционные факторы риска ИБС [EUROASPIRE II, 10].

В последние годы установлено, что нарушения функ­ции эндотелия, которые определяются в клинике путем измерения эндотелий-зависимого расширения сосудов или путем измерения в плазме крови растворимых маркеров повреждения стенки сосудов [11, 15], являются предиктором будущих коронарных событий. Однако эти методы являются относительно неспецифическими и в определенной степени зависимыми от интерпретации исследователя, в связи с чем сохраняется необходимость разработки для клинического применения методов, количественно отражающих активность процессов, протекающих непосредственно в стенке сосуда, являющихся специфичными для повреждения эндотелия.

Выводы

вверх

1. При развитии ОКС в крови больных повышается содержание VЕ-кадгерина и циркулирующих клеток эндотелия, что может быть следствием нарушений межклеточного взаимодействия в эндотелиальном монослое коронарных сосудов и маркером его повреждения.

2. Увеличение содержание РАРР-А в крови может быть предиктором разрыва бляшки. Возможность раннего установления риска неблагоприятного события делает РАРР-А перспективным стратификационным инструментом у пациентов с подозрением на сосудистые ка­тастрофы.

Список литературы

1. Колесник М.О. Кардіоваскулярні ускладнення у хворих на хронічну хворобу нирок / Колесник М.О., Лапчинська І.І., Тащук В.К. та ін. – К., 2010. – 224 с.

2. Трифонова Н.С. Нейрогуморальні зміни у хворих на нестабільну стенокардію з супутнім цукровим діабетом 2-го типу, їх терапевтична корекція. Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Харків, 2014. – 16 с.

3. Baber U., Stone G.W., Weisz G. Coronary plaque composition, morphology, and outcomes in patients with and without chronic kidney disease presenting with acute coronary syndromes // JACC Cardiovasc. Imaging. – 2012. – Vol. 5 (Suppl. 3). – Р. 53-61.

4. Boos Christopher J., Soor Simren К. et al. Relationship between circulating endothelial cells and the predicted risk of cardiovascular events in acute coronary syndromes // Eur. Heart J. – 2007. – Vol. 28, №9. – P. 1092-1101.

5. Dounousi E. Mononuclear leukocyte apoptosis and inflammatory markers in patients with chronic kidney disease / E. Dounousi, E. Koliousi // Am. J. Nephrol. – 2012. – Vol. 6. – Р. 531-536.

6. Elias M.F., Davey A., Dore G.A. Deterioration in Renal Function Is Associated With Increased Arterial Stiffness // Am. J. Hypertens. – 2013. – Sep. – P. 30.

7. Herzog Charles A., Asinger Richard W., Alan Berger K. Cardiovascular Disease in Chronic Kidney Disease. A Clinical Update From Kidney Disease: Improving Global Outcomes (KDIGO) // Kidney Int. – 2011. – Vol. 80 (6). – Р. 572-586.

8. Fox C.S. Use of evidence-based therapies in short-term outcomes of ST-segment elevation myocardial infarction and non-ST-segment elevation myocardial infarction in patients with chronic kidney disease: a report from the National Cardiovascular Data Acute Coronary Treatment and Intervention Outcomes Network registry // Circulation. – 2010. – Vol. 121. – P. 357-365.

9. Kato K., Yonetsu T., Abtahian F. Nonculprit coronary plaque characteristics of chronic kidney disease // Circ. Cardiovasc. Imaging. – 2013. – Vol. 6 (3). – Р. 448-556.

10. Liu I.T., Wu J.S., Yang Y.C. Mild chronic kidney disease associated with greater risk of arterial stiffness in elderly adults // J. Am. Geriatr. Soc. – 2013. – Vol. 61 (10). – Р. 1758-1762.

11. Marenzi G., Cabiati A., Assanelli E. Chronic kidney disease in acute coronary syndromes // World J. Nephrol. – 2012. – Vol. 1 (5). – Р. 134-145.

12. Matsushita K., Van d V., Astor B.C. Association of estimated glomerular filtration rate and albuminuria with all-cause and cardiovascular mortality in general population cohorts: a collaborative meta-analysis // Lancet. – 2010. – Vol. 375. – Р. 2073-2081.

13. Nakano T., Ninomiya T., Sumiyoshi S. Association of kidney function with coronary atherosclerosis and calcification in autopsy samples from Japanese elders: the Hisayama study // Am. J. Kidney Dis. – 2010. – Vol. 55. – Р. 21-30.

14. Pelisek J., Hahntow I.N., Eckstein H.H. Impact of chronic kidney disease on carotid plaque vulnerability // J. Vasc. Surg. – 2011. – Vol. 54 (6). – Р. 1643-1649.

15. Rabelink T.J., de Boer H.C., van Zonneveld A.J. Endothelial activation and circulating markers of endothelial activation in kidney disease // Nature Reviews Nephrology. – 2010. – Vol. 6, №7. – P. 404-414.

16. Raffel O.C., Tearney G.J., Gauthier D.D. Relationship between a systemic inflammatory marker, plaque inflammation, and plaque characteristics determined by intravascular optical coherence tomography // Arterioscler. Thromb. Vasc. Biol. – 2007. – Vol. 10. – P. 348-352.

17. Recio-Mayoral A., Banerjee D., Streather C. Endothelial dysfunction, inflammation and atherosclerosis in chronic kidney disease--a cross-sectional study of predialysis, dialysis and kidney-transplantation patients // Atherosclerosis. – 2011. – Vol. 2. – Р. 446-451.

18. Rajendran P., Rengarajan T., Thangavel J. The Vascular Endothelium and Human Diseases // Int. J. Biol. Sci. – 2013. – Vol. 9 (10). – Р. 1057-1069.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....